Уязвимость экономических систем стран ЕЭС

Уязвимость экономических систем стран ЕЭС

Давайте рассмотрим технологию создания сети интернет. Выясним недостатки, которые для одних пользователей являются неустранимыми, а для других — неоспоримым преимуществом. Попытаемся понять, каким образом и почему использование интернет-технологий приводят к уязвимости экономических систем целых наций.  И существуют ли объективные и экономически эффективные способы решения проблемы для государства, бизнеса и общества.

 

Системный анализ технологии сети интернет

Технология реализации глобальной сети интернет основана на модели взаимодействия систем, которая называется сетевая модель OSI, состоящая из семи уровней. Модель OSI уровень L2 обеспечивает организацией каналами связи для обмена информацией виде передачи кадров данных. На уровне L2 работают коммутаторы, мосты, модемы, сетевые карты, сервера, компьютеры, мобильные устройства и прочие любые устройства, которые подключаются к сети.  Канальный уровень L2 может взаимодействовать с одним или несколькими физическими уровнями, в виде контроля и управления  межуровневыми взаимодействиями. Это означает, что L2-уровень обеспечивает контроль и управление с последующими  уровнями в модели OSI.

 

А если поставить вопрос, по-другому. Можно ли получить доступ к уровню  L2 удаленно, можно ли его контролировать и управлять устройствами, которые работают на этом уровне?  Для ответа на этот вопрос необходимо понять, почему устройства, подключаемые к сети, видны друг для друга, и почему они могут получать и отправлять между собой данные. Из технической литературы можно сделать вывод, что за организацию доступа устройств к сети отвечают идентификационные номера, присваиваемые каждому устройству, которые подключены или подключаются к какой либо сети и называются такие номера MAC-адресом. MAC-адрес позволяет идентифицировать любое устройство, подключаемое к сети и доставлять данные только этому устройству. Таким образом, MAC-адреса являются глобально уникальными идентификаторами для всех устройств, подключаемых к интернету.

 

Для этих целей ведется централизованный учет и выдача MAC- адресов для всех в мире производителей устройств, которые будут подключаться к сети. Производителю оборудования присваивается глобально уникальный идентификатор организации (OUI), потом — резервируется необходимое количество MAC-адресов в виде уникальных номеров для выпускаемой продукции производителем. Учет и выдачу MAC-адресов в виде уникальных номеров ведет международная некоммерческая ассоциация «Институт инженеров электротехники и электроники – IEEE», которая была основана в 1963 году в результате слияния двух американских институтов, «Института инженеров-электриков» и «Института радиотехников». Для большинства технических специалистов, эта информация известна и доступна широкому кругу людей и какой-либо проблемы тут, на первый взгляд,  не видно.

 

Давайте узнаем, как происходит сам процесс генерации этих идентификаторов, ведь они нужны всем устройствам, которые должны быть подключены к интернету, и которые, в свою очередь, должны обеспечить интернетом другие устройства. Процесс генерации MAC-адреса реализован по технологии работы среды передачи сигналов в виде двоичных данных записанных парами шестнадцатеричных цифр. Если посмотреть в технические учебники на модель OSI, мы увидим,что уровень L1 — это работа со средой передачи сигналов в виде двоичных данных. Генерация MAC-адреса отвечает с одной стороны за идентификацию любого подключаемого устройства в глобальной сети интернет. С другой стороны при генерации MAC-адреса появляется ключ, который обеспечивает процесс идентификации устройства и доступа к управлению этим устройством. По этим причинам можно утверждать, что  уровень L1 — это технология генерации уникальных номеров  в виде MAC-адресов, которая обеспечивает доступом  и управлением уровнем L2, который, в свою очередь,  обеспечивает доступом и управлением последующими 5 уровнями в модели OSI, что приводит к контролю и управлению всей моделью OSI.

 

Неустранимые системные недостатки

 Сегодня во всем мире проводится политика построения информационного общества на основе интернета и его технологий. В итоге неустранимые недостатки в модели OSI стали общей проблемой у большинства стран. Для этих стран недостатки в технологии создания и функционирования интернета оказались неустранимыми, вследствие того, что эти страны не являются разработчиками и владельцами данной технологии. Разработчиком и владельцем технологии, создания и функционирования интернета, является США. В отличии от других стран, которые ощущают на себе неустранимые недостатки ее технологии, в США считают их неоспоримыми преимуществами. Ведь эти технологии, доступные только для США и частично для союзников США, позволяют управлять электронным пространством других государств. На основе этого можно сделать утверждение, что глобальную сеть интернет можно рассматривать только как временное средство для построения информационного общества ввиду наличия неустранимых недостатков технологий, обеспечивающих процесс создания и функционирования интернета.

 

Системный подход в управлении

Во второй половине 1950-х годов группа видных экономистов, математиков и специалистов по ЭВМ выступила с предложениями использовать компьютеры для улучшения управления экономикой страны. На пленарном заседании АН СССР в октябре 1956 года Исаак Брук, директор лаборатории электросистем Энергетического института АН СССР, предложил создать иерархическую сеть управляющих машин для сбора, передачи и обработки экономических данных. Необходимость взаимодействия автоматизированных систем управления вызвала необходимость их информационного обеспечения на основе применения единых кодов и наименований объектов технико-экономической информации. Системный подход в организации управления процессами циркуляции экономической информации применялся в СССР в виде проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в условиях плановой экономики, это было определено постановлением Совета министров СССР от 2 июля 1971 г. № 458 «Об улучшении организации и ускорении работ по созданию унифицированных систем документации и единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемых в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве». Страны участники Евразийского экономического союза в прошлом являлись союзными республиками. Это обеспечило общими условиями в системном подходе для организации управления процессами циркуляции экономической информации в этих странах, а также общими проблемами и уязвимостями у данных процессов.

 

 Контроль и управление извне

 Для повышения эффективности процессов в работе с элементами экономической информацией госучреждения, бизнес и общество в странах Евразийского экономического союза используют информационные технологии. В результате созданных и создаваемых информационных систем, функционалом которых является обеспечение процесса создания, обмена, хранения и обработки элементов экономической информации, происходит  электронный обмен элементами экономической информацией в этих странах. Как показал системный анализ модели OSI, подключаемые к интернету устройства и информационные системы, которые обеспечивают  процесс электронной циркуляции экономической информации, имеют риск контроля и управления извне. Страна-создатель технологии  может  организовать параллельный сбор передаваемых и получаемых данных от электронного обмена документами в масштабах каждой страны. Такая возможность обеспечивает созданием копий всех передаваемых элементов экономической информации в виде создания внешнего репозитория экономической информации.   Использование госучреждениями, бизнесом и обществом технологии шифрования передаваемых данных не могут в полном объеме решить задачу защиту экономической информации.

 

Например, российский лидер по распространению средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи фирма КРИПТО-ПРО, использует свое передовое решение, основанное на 256–битном шифровании. Достаточно один раз подобрать алгоритм шифрования фирмы КРИПТО-ПРО, используя для этих целей вычислительные мощности в больших объемах, могущие обеспечить процесс подбора необходимого алгоритма в течении пятнадцати минут, как последующая передаваемая в зашифрованном виде информация становится всегда доступной для чтения. А анализ внешнего репозитория экономической информации позволяет лучше рассмотреть текущие макроэкономические процессы каждой страны,  узнать, какие необходимы внешние санкции, которые могут обеспечить экономику страны замедлением экономических процессов и приведут к ощутимым экономическим потерям.

 

Зависимость систем от внешних ресурсов

За рубежом существуют центры обработки данных (ЦОД) в промышленных масштабах. Площадь одного такого ЦОД составляет от 150 тыс. квадратных метров. Сегодня в Европе и США их количество измеряется тысячами, они работают на экономики этих стран в виде «трансатлантической сети», состоящей из распределенных вычислительных ресурсов, которые всегда доступны для управления информационными процессами государственных учреждений, бизнеса и общества стран.  Существующая «трансатлантическая сеть» из ЦОД обеспечивает бесперебойными процессами создания, обмена и хранения экономической информации, которая циркулирует в экономических системах стран. Для их экономик «трансатлантическая сеть» является экономическим локомотивом, который обеспечивает спрос на производство вычислительной электроники, микроэлектроники и информационных систем. Россия и ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу не обладают в необходимых  объемах и  масштабах данной инфраструктурой. В результате информационные процессы крупного, среднего и малого бизнеса, а также общества Евразийского экономического пространства мигрировали в виде процессов создания, обмена и хранения экономической информации в «трансатлантическую сеть».

 

Системный кризис существующей модели

В странах Евразийского экономического союза у госучреждений, бизнеса и общества существует проблема несовместимости процесса электронного обмена — созданные и создаваемые информационные системы, функционалом которых являются процессы создания, обмена, хранения и преобразований элементов экономической информации, оказались несовместимы между собой для электронного обмена. Причина —  отсутствие унифицированных требований и правил (спецификация) к форматам электронных данных. Каждый разработчик системы вынужден сам решать, в каком формате кодировать данные для записи, и в каком формате декодировать данные при чтении. Это приводит к созданию большого количества несовместимых между собой систем. В результате, созданные в одной системе электронные документы не могут быть приняты для чтения в другой или в других системах. Это влечет за собой дополнительные затраты на разработку программ, отвечающих за адаптацию несовместимых между собой систем.

 

Вывод. В странах Евразийского экономического союза создаются несовместимые между собой системы с одним и тем же функционалом для создания, обмена и обработки одних и тех же документов, которые едины к применению в экономике для всех агентов.  В итоге экономические процессы агентов стран  не ускоряются, а наоборот усугубляются. Вложение средств в создание и поддержку информационных систем становится обременительным и малоэффективным делом. А инвестиции в производство информационных систем незначительные, что приводит экономических агентов к зависимости от использования внешней сети вычислительных ресурсов, которые, как мы выяснили, несут угрозу для процессов циркуляции экономической информации.

 

Уязвимости экономических систем

Согласно теории, сложная система — это  система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня. Идеальной моделью сложных систем являются – сети.  Узлы в сетях соответствуют компонентам системы, а связи между ними отвечают за взаимодействие. Уязвимостью систем выступает системный риск и системный кризис.

 

Российским ученым Г. Клейнером разработана теория экономических систем, которая рассматривает взаимосвязи объектных, проектных, процессных и средовых систем в экономике в пространственном и временном аспектах. В работе Г. Клейнера показано, что стабильность и преемственность развития экономики зависит от особенностей той системной структуры, компонентами которой служат экономические системы. Система является экономической, если она участвует в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Экономическая система состоит из субъектов и объектов экономических отношений в виде различных форм и связей между ними.

 

Системный кризис в системе экономических связей в странах Евразийского экономического союза обеспечило производство несовместимых между собой информационных систем , которые ограничивают эффективность процессов циркуляции экономической информации. Экономические системы Евразийского экономического союза подвержены  системным кризисам в виде дисбаланса. Процесс создания и обмена экономической информацией на основе существующих информационных систем и их технологий, используемых сегодня госучреждениями, бизнесом и обществом ЕЭС являются уязвимыми для контроля и управления извне. Отсутствие сети вычислительных ресурсов в промышленных масштабах обеспечивает  зависимостью от внешних вычислительных ресурсов. Контроль и управление извне процессами циркуляции информации, приводит к уязвимости электронной экономической системы каждой страны.

 

Системные санкции для экономических систем

Уязвимости экономических систем приводит экономики стран Евразийского экономического союза к системным рискам в виде экономических кризисов. Процессы отправления и получения элементов экономической информации между бизнесом и государством в  странах ЕЭС  могут быть остановлены и прерваны в любое время, в виде управления извне на основе неустранимых недостатков в модели OSI.

 

Как показал анализ существующего процесса генерации и выдачи МАС–адресов,  формирование глобальной базы МАС–адресов и их идентификационных ключей создает условия для доступа к любому подключаемому к интернету устройству. Это дает возможность управлять канальными ресурсами подключенного устройства, что в свою очередь предоставляет возможность управлять последующими уровнями L3-L7 в модели OSI, предоставляет доступ к уровню L3, который содержит логическую адресацию в виде IP-адреса и распределение маршрутов связи в виде протоколов маршрутизации в интернете. Это дает возможность изменять характеристики IP-адреса и направление маршрута в виде блокирования или подмены IP-адреса, что обеспечивает перенаправление маршрута связи не по адресату, а в другие промежуточные сети, например, в виде глобального репозитория информационных данных, где хранятся и обрабатываются данные целых стран.

 

Кстати, первой страной в мире, которая осознала данные уязвимости и масштабы экономических последствий была Китайская народная республика. Китай первый, кто создал в своей стране свой «интернет».

 

Институциональное решение проблемы

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и поведений в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты и внеэкономические факторы. Институциональный подход изучает экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Взаимоотношения между обществом и экономикой определяются набором институциональных ограничений, которые определяют способ функционирования экономической системы. Институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой. Они влияют на взаимоотношения, способствующие экономическому росту. В конечном счете институты выступают фундаментальными факторами функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе.

 

Задачей институционального подхода является решение комплекса существующих проблем, которые сегодня являются общими у стран Евразийского экономического союза. Сегодня в экономиках этих стран применение элементов экономической информации представлен в виде бумажных документов, который удобен человеком к восприятию и основан на системном подходе, который был еще определен постановлением Совета министров СССР от 2 июля 1971 года.

 

Сегодня государство управляет в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним) через Министерство связи и массовых коммуникаций, которое в свою очередь состоит из трех ведомств и из девяти госучреждений. В институциональном подходе институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой, и влиянию этих взаимоотношений на экономический рост. Можно сказать, что вложение средств государством в сфере информационных технологий оказались достаточными, но неэффективными. Очевидно, что в сфере ИКТ государству необходимо провести отраслевую экономическую реформу и преобразования. Преобразование Министерства связи и массовых коммуникаций в государственную корпорацию является экономически целесообразным и своевременной мерой для экономики.

 

Выводы

Сегодня глобальную сеть интернет можно рассматривать, как временное средство для построения информационного общества в виду наличия неустранимых недостатков ее технологий, обеспечивающих процесс создания и функционирования интернета.  В России существуют 201 648 государственных учреждений, 4 610 158 коммерческих организаций, 143 666 931 граждан. Это национальный экономический ресурс для информационных и интернет-технологий, задачей которых является повышение эффективности процессов создания, обмена, хранения и преобразования экономической информации в экономической системе. Предложение о создании госкорпорации является объективным и экономически эффективным способом в устранении внешних угроз для государства, бизнеса и общества.

 

Презентация «Уязвимость экономических систем в экономиках стран Евразийского экономического союза»

Полная версия публикации (PDF)

Полная версия публикации (HTML)

Опубликовано
Опубликовано в Публикации
6 мысли о публикации “Уязвимость экономических систем стран ЕЭС
  1. Astra Мнение:

    Мне тоже понравилась идея.

  2. Иван Никифорович Мнение:

    Ничего не понял, но мысль кажется дельной

  3. Мария Мнение:

    Полностью разделяю точку зрения автора. У чиновников никогда и ничего не получается нормально, взять хотя бы тот же самый портал госуслуг — смех и только. А денег, денег-то сколько на него потратили! Может с созданием госкорпорации что-то получится, если конечно его не Чубайс возглавит….

  4. Semiglot Мнение:

    Создаётся подобающая «политическая» крыша и более-менее безмятежное существование прессы. «Ненадёжным» людям давать деньги прессе не позволяется, потому что и политика этих СМИ способна оказаться неверной. В том случае если они на такое все же решаются, издание начинают чётко «давить» сверху ( например, как это случилось с «Вечерними вестями»), пока его не удастся прикрыть (как аналогичное некогда произошло с «Всеукраинскимим ведомостями»).

    [url=http://fanatpolitiki.ru/prichiny-rosta-gorodov]каковы причины роста городов[/url]

    В том случае если изданию, невзирая на рыночные реалии, всё-таки удается быть доходным, то есть самодостаточным на рынке, другими словами, не нуждаться в «помощи» от руководства на существование, у издания есть шанс быть политически свободным. Однако в этом случае правительство приложит все усилия для уничтожения издания. Ярчайший и свежайший пример — «Сельские вести». Благодаря содействию парламента газета спаслась от практического уничтожения, ее выписывают люди, она известна в селе.

    [url=http://fanatpolitiki.ru/posledstviya-pervoj-mirovoj-vojny-dlya-kitaya]китай после 1 мировой войны[/url]

  5. via24.ru Мнение:

    В общем и целом отчет правительства носит более чем декларативный характер, почти полностью концентрируясь на малой части сделанного и игнорируя большой объем незавершенной работы. В Парламенте уже заявили, что в документе отсутствует серьезный системный анализ, а также условия и оценки выполнения основных социально-экономических параметров, например, повышение стандартов системы здравоохранения или улучшение уровня жизни рядового украинца.

  6. Сергей Мнение:

    Финансирование и инвестиции в науку, образование, инновационные технологии в производстве позволят РФ получить конкурентные и сравнительные преимущества по сравнению с другими странами, что в конечном итоге, скажется и на экономическом росте.

Добавить комментарий