Единое экономическое киберпространство государств Таможенного Союза
Аннотация: рассматриваются национальные проблемы
Проблемы и вопросы Единого экономического пространства
Единое экономическое пространство. В чем заключается единство? Есть ли у бизнеса, общества и государств простой доступ к Единому экономическому пространству? Как и каким образом Единое экономическое пространство может оказать положительное влияние на государства, бизнес, общество.
Проблемы национального уровня Ограничения для развития экономических отношений Ожидания общества, бизнеса, государств
Принципы и методы, подходы и решения.
Теория экономических сетей в киберпространстве . Архитектурно – технологический принцип и поход. Решения для государств, бизнеса и общества.
Будущие экономические явления в киберпространстве. Интеграция других представителей экономик .
Национальные проблемы в сфере ИКТ
Официально ЕЭП появилось благодаря договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 26 февраля 1999 года. Исходя из сложившихся производственных и
Таким образом, получается, что существующие информационные системы в представленных секторах развивались изолированно друг от друга, без учета единой системы стандартов электронных данных (унификация электронных данных).
В результате обмен критически важной информацией, которая является неотъемлемой частью
В реальной жизни это привело к тому, что огромное количество информационных систем, имеют разные стандарты электронных данных. В результате российская экономика в сфере ИКТ столкнулась
с системным кризисом структурных механизмов на уровне электронных |
G2C |
G2B |
B2B |
B2C |
|
|
|||
|
|
|
|
|
данных. Созданные и создаваемые информационные системы ведомств |
|
|
|
|
учитывают только свои локальные требования и интересы . А потому, |
|
|
|
|
естественно, ведомства даже не интересуется интеграцией с другими госслужбами |
|
G2G |
|
|
Отсюда вывод. Получить централизованное управление |
|
|
|
|
государственными сегментами в сфере ИКТ на текущий момент невозможно. |
|
|
|
|
Ежегодно государство и экономические агенты вынуждены тратить деньги и прочие ресурсы, на разработку и поддержание одних и тех же информационных систем электронного документооборота. Это привело к отсутствию на сегодняшний момент в национальном масштабе системы централизованного управления кластерной иерархической структуры хранения данных и обработки данных А отсутствие централизованного управления привело к тому, что существующие информационные системы ведомств и учреждений
представляются экономически неэффективными. Изменения и улучшения в одной информационной системе не влекут за собой изменения и улучшения в других информационных системах находящихся в других ведомствах и учреждениях. Это привело к тому, что процесс обмена критически важной информацией между экономическими агентами и ведомствами усложнился, и не может повлиять на эффективность взаимосвязей экономических процессов каждого. В итоге экономические процессы у агентов, стали не ускоряться, а наоборот затормаживаться. В результате вложение средств в развитие и поддержку информационных систем стал экономически нецелесообразным, обременительным и малоэффективным делом.
Отсюда можно сделать вывод, что созданное ЕЭП, а так же его экономические решения, которые должны были повысить уровень экономических взаимосвязей у государств, бизнеса и общества, имеет серьезные ограничения на национальном уровне в сфере ИКТ. Простой доступ к экономическим решениям ЕЭП для бизнеса и общества на данный момент не представляется возможным, поскольку нет четкого представления о межгосударственном и межведомственном обмене данными в рамках ЕЭП.
Отсутствие современной платежной инфраструктуры
Еще одним фактором в сфере ИКТ, которое должно было оказать эффективное влияние на экономику, - отсутствие у стран участниц национальных платежных систем по технологии
В России существует только решение Совета директоров Банка России от 15 марта 2013 года «Стратегия развития национальной платежной системы», у других стран участниц и стратегии в этом направлении нет.
Эффективная, безопасная и практичная (экономичная) платежная система уменьшает стоимость товаров и услуг. Более того, она является существенным средством для эффективного осуществления государственной монетарной политики, а также общего денежного оборота и рынка ценных бумаг. Она также является каналом для расчетов всех типов транзакций, включая международные денежные потоки.
И наоборот, неэффективная небезопасная и неэкономичная платежная система может отрицательно влиять на финансовую систему и стать причиной системных кризисов.
Организация платежной системы не должна отставать от современного уровня технологического развития и должна обновляться, чтобы сохранить свою эффективность в снижении или элиминировании финансовых расчетных рисков национальной экономики. Претензии на
международный финансовый центр, заявления о не поддержанных передовых и конкурентоспособных, по сравнению с другими странами,
платежных систем, не имеют под собой никаких реалистических оснований. Технологическая эффективность платежной системы определяет эффективность, с которой деньги используются в национальной экономике и снижением риска при расчетах. Европейский Центральный Банк сделал наличие RTGS обязательным условием. Поэтому не только страны Европейского Союза, но и остальные европейские государства, тяготеющие к нему, внедрили эту систему.
Отсюда можно сделать вывод, что для придания современности и эффективности ЕЭП необходимо задуматься о реализации RTGS, которая обеспечила бы
Ожидания общества, бизнеса, государств
Сегодня общество и бизнес
Не смотря на данные проблемы в сфере ИКТ этих стран и испытываемые
•Например, объем
•Миграционные потоки в странах ЕЭП достигли 20 млн. человек. Ежемесячная выручка мигранта в странах ЕЭП составляет в среднем 1 тыс. долл. Годовой денежный оборот свыше 200 млрд. долл. Могут ли
•В
сегодня экономические агенты ЕЭП воспользоваться экономическими решениями зон так же легко, как проверить по интернету свой
банковский счет? В июле 2013 года США и Европейский союз начали готовить соглашение о создании трансатлантического торгового союза. Довольно скоро в мире появится новый торговый монстр. Вероятно ответным шагом
•Может ли бизнес и общество ЕЭП воспользоваться банковскими услугами и управлять своими средствами не зависимо от географического расположения банка ,бизнеса или человека?
•Например, ГИБДД (ГАИ) существует проблема с владельцами автотранспорта из стран ЕЭП: при наложения взыскания за нарушение ПДД (в частности, в Москве); постановке и снятии с учета автотранспорта; пересечении границ, покупке или продаже автотранспорта; оплате страховки, получении страхового возмещение; оформлении ДТП.
•Сегодня ведомства из
Отсюда вывод, что ЕЭП не может оказать нужного и необходимого влияния на экономику
Теория экономических сетей в киберпространстве
Экономика относятся к моделям сложных систем, компонентами которых являются сети и узлы. За экономическое взаимодействие между ними отвечают решения на основе
Экономическая сеть в киберпространстве - сетевой ресурс для любых экономических взаимосвязей между экономическими агентами, которым для обмена данными доступны все сегменты сферы ИКТ.
G2B |
G2C |
G2G |
B2B |
B2C
Централизация обмена унифицированными данными с любым сегментом в сфере ИКТ позволяет создавать сетевой ресурс экономических процессов между экономическими агентами и ведомствами. Для повышения эффективности этих процессов сфера ИКТ может обеспечить создание экономических сетей в киберпространстве, состоящей из экономических процессов. Как можно применить данное теоретическое представление в рамках ЕЭП для государств
Архитектурно – технологический принцип и поход
Решение проблемы видится в разработке открытых, расширяемых протоколов взаимодействия государственных аппаратов, основанных на peer2peer парадигме. Нужны протоколы и механизмы, такие как:
Протокол обмена открыт и присоединиться к нему может любая государственная или негосударственная организация.
Простое и прозрачное присоединение/отсоединение. Участники не страдают и не приостанавливают свою деятельность в случае отключения одного из агентов (например, отключился узел китайской таможни – остальные межтаможенные связи продолжают существовать и работать).
Ни один из участников не может саботировать работу системы в целом.
Присоединение к системе нового участника автоматически делает его равноправным в системе – он сможет сразу начать участвовать в обмене.
Присоединиться может любой. Никто не главный.
Нет «процедуры приема»: вошел – участвуй, надоело – вышел.
Для того чтобы такая система заработала – нужно всего лишь одно центральное звено – единый удостоверяющий центр, который будет выдавать сертификаты сторонам участникам для подтверждения своей личности.
И даже этот единый центр можно построить по принципу p2p (несколько государственных удостоверяющих центров, выступающих прокси
сетью друг для друга на своих территориях, объединенные договором и механизмами переподписи и валидации ЭЦП и сертификатов)
В целом, система протоколов и механизмов, основанная на этих принципах можно организовать как «клуб участников» Р2P. Каждый из участников такой сети, подключившись к ней, ведет два типа деятельности:
Представляет другим участникам сети «услуги», обрабатывая и отвечая на их запросы (в электронной форме, например, в виде API
Сам отправляет запросы другим участникам сети и ожидает, что они будут обработаны, и он сможет получить на них ответы.
Услуги, предоставляемые каждым из участников, могут быть двух типов:
Обязательные. Такие услуги, которые участник сети обязался выполнять (отвечать на определенный тип запросов) просто своим подключением к сети. Такими, например, могут быть функции:предоставить название и атрибуты организации – участника, предоставить список услуг, которые готов предоставить данный участник («электронный каталог услуг»), другие, оговоренные договором подключения Необязательные. К ним может быть отнесен любой тип электронной услуги, которую участник желает предоставить. Единственное
требование – услуга, её свойства, ее описание и механизм вызова должен быть включен в «электронный каталог услуг»
Архитектурно – технологический принцип и поход
Рассмотрим на примере сети из двух таможенных ведомств (например, ФТС России и Таможня Белоруссии) которые входят в сеть «Таможенные органы» . Каждая из ТС предоставляет два типа услуг, ЭД и ПИ. В
При использовании стандартной схемы организации межсистемного взаимодействия такого уровня, подключение голландцев не удалось бы, т.к. они не смогли бы в полной мере предоставить внешний интерфейс в том виде, в котором он ожидается конгломератом систем (для обеспечения гомогенизации сети).
Каждый новый участник, регистрируется (автоматически) в сети таким образом, что все остальные участники сразу узнают о его существовании и сразу могут начинать с ним работать.
Для услуг/операций одного типа (например «Декларирование») разрабатывается общий протокол взаимодействия и обмена – такой, что после адаптации его каждым из участников, работа с любым участником становится прозрачной и идентичной работе с любым другим участником.
Каждый новый член сети, для того, чтобы присоединится к общей системе и начать предоставлять свои сервисы (услуги), должен:
Если это новый сервис, который в структуре взаимодействия не описан и не создан протокол для него – предложить такой протокол и имплементировать его.
Если сервис уже существует, то новый участник должен или имплементировать уже существующее описание (вместе с форматами документов и прочими его деталями) или предложить внести в него свои специфические поправки и договориться о новой форме со всеми, уже имплементировавшими такой протокол (чем позже новый участник входит в систему со своей новой услугой, тем более продвинутый и продуманный протокол ему достанется для имплементации, но вместе с тем, ему сложнее будет внести в этот протокол изменения).
Каждый участник сети обязуется пересылать запросы на услуги, которые может предоставить другой участник системы (но не может текущий) другим участникам. Т.е. если конечная пользовательская система подает декларацию в свое собственное таможенное ведомство как декларацию импорта в Зимбабве, то, если оба ведомства подключены к этому облаку, они договорятся автоматически между собой. Конечная система не будет вынуждена перепосылать запрос сама.
Такая гомогенность системы позволяет:
Рассматривать любой узел сети – как любой другой такой же.
За счет такого P2P подхода фактически возникает служба одного окна (любой участник владеет списком всех остальных узлов, предоставляющих такие же услуги, и автоматически обязуется пересылать запросы другим участникам по необходимости
Решения для государств, бизнеса и общества
Система единого окна всех единых окон для каждого ведомства. Теперь для осуществления информационного обмена не будет нужды взаимодействовать с каждой национальной системой в отдельности. Достаточно отправить документы в один из узлов для того, чтобы оттуда все автоматически отправилось по всем заинтересованным получателям.
Процессы, ранее включавшие передачу документов из одной национальной системы в другую, становятся моментальными и автоматическими.
Любая деятельность, связанная с манипулированием информацией (например, определение пошлин, расчет налогов) может быть переведена в автоматический режим.
Архитектурно – технологический принцип и поход предлагаемой системы обладает универсальностью и унификацией. Это обеспечит ведомства
•Решение для миграционных ведомств
•Решение для бизнеса и общества обеспечит доступ к рынку банковских услуг ЕЭП. Простое и удобное решение доступа через один интерфейс ко всем своим банковским счетам, неважно в какой стране из участниц ЕЭП находится бизнес или банк, всегда один и простой доступ. Финансовые регуляторы
•Решение для экономических ведомств
•Решение для таможенных органов
•Данные
Будущие экономические явления в киберпространстве государств ТС
По мере развития системы в рамках
киберпространстве, а общество и бизнес получат простой и удобный способ их уплаты.
Интеграция других представителей экономик
Архитектурно – технологические принципы и подходы будущей системы обладают простым и удобным техническим регламентом для подключения ведомств, бизнеса или общества.
Преимущества от интеграции для зарубежного бизнеса, общества или иностранного ведомства.
Например, турецкая таможня решит подключиться к единому экономическому киберпространству. Что это даст? Этим самым турецкая таможня обеспечивает доступ к наднациональным рынкам ЕЭП своих резидентов - как юридических, так и физических лиц. Что последние от этого получают? Представители турецкого бизнеса получают возможность подключиться к программному обеспечению турецкой таможни для передачи критически важной информации и, таким образом, стать участниками единого экономического киберпространства . Они получают возможность передачи информации через единый интерфейс, от которого информация «пойдет» не только в турецкую таможню, еще и в таможенные органы