Единое экономическое киберпространство государств Таможенного Союза

Аннотация: рассматриваются национальные проблемы ИТ-сфер в России, в Белоруссии и в Казахстане, которые оказывают сдерживающий фактор на системном уровне в развитии Единого экономического пространства. Рассматриваются принципы и методы, которые могут оказать существенное влияние на развитие экономических отношений в Едином экономическом пространстве. Предлагаются решения для государственных ведомств, бизнеса и общества, которые обеспечат на системном уровне простым доступом к экономическим решениям и возможностям Единого экономического пространства. Раскрывается теория экономических сетей в киберпространстве. Рассматривается масштабируемость Единого экономического пространства, а так же будущие экономические явления.

Проблемы и вопросы Единого экономического пространства

Единое экономическое пространство. В чем заключается единство? Есть ли у бизнеса, общества и государств простой доступ к Единому экономическому пространству? Как и каким образом Единое экономическое пространство может оказать положительное влияние на государства, бизнес, общество.

Проблемы национального уровня Ограничения для развития экономических отношений Ожидания общества, бизнеса, государств

Принципы и методы, подходы и решения.

Теория экономических сетей в киберпространстве . Архитектурно – технологический принцип и поход. Решения для государств, бизнеса и общества.

Будущие экономические явления в киберпространстве. Интеграция других представителей экономик .

Существующая «изолированная модель» ИКТ
государственные сегменты сегменты бизнеса и общества

Национальные проблемы в сфере ИКТ стран-участниц Единого экономического пространства

Официально ЕЭП появилось благодаря договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 26 февраля 1999 года. Исходя из сложившихся производственных и научно-технологических связей, взаимозависимости и взаимодополняемости экономик. Все понимают, что в основе лежат экономические взаимосвязи государств, бизнеса и общества. Что мешает, что является ограничением для этих взаимосвязей? Необходимо рассмотреть национальные особенности и сложившиеся тенденции, которые оказывают существенное влияние на экономические взаимосвязи государств, бизнеса и общества. В современном мире ежедневно все больше и больше взаимосвязей осуществляется при помощи ИТ – технологий, отсюда и их существенное влияние на экономические взаимосвязи. Развитие и влияние ИКТ в России, Белоруссии и Казахстане происходило одинаково. В этих странах в сфере ИКТ и в ее сегментах G2B, G2G, G2C с одной стороны, а с другой - в сегменте B2B, B2C, развитие информационных систем происходило по модели закрытых систем.

Таким образом, получается, что существующие информационные системы в представленных секторах развивались изолированно друг от друга, без учета единой системы стандартов электронных данных (унификация электронных данных).

В результате обмен критически важной информацией, которая является неотъемлемой частью бизнес-процессов в экономических взаимосвязях экономических агентов, стал сложным и повлек за собой временные и транзакционные издержки.

В реальной жизни это привело к тому, что огромное количество информационных систем, имеют разные стандарты электронных данных. В результате российская экономика в сфере ИКТ столкнулась

с системным кризисом структурных механизмов на уровне электронных

G2C

G2B

B2B

B2C

 

 

 

 

 

 

данных. Созданные и создаваемые информационные системы ведомств

 

 

 

 

учитывают только свои локальные требования и интересы . А потому,

 

 

 

 

естественно, ведомства даже не интересуется интеграцией с другими госслужбами

 

G2G

 

 

Отсюда вывод. Получить централизованное управление

 

 

 

 

государственными сегментами в сфере ИКТ на текущий момент невозможно.

 

 

 

 

Ежегодно государство и экономические агенты вынуждены тратить деньги и прочие ресурсы, на разработку и поддержание одних и тех же информационных систем электронного документооборота. Это привело к отсутствию на сегодняшний момент в национальном масштабе системы централизованного управления кластерной иерархической структуры хранения данных и обработки данных А отсутствие централизованного управления привело к тому, что существующие информационные системы ведомств и учреждений

представляются экономически неэффективными. Изменения и улучшения в одной информационной системе не влекут за собой изменения и улучшения в других информационных системах находящихся в других ведомствах и учреждениях. Это привело к тому, что процесс обмена критически важной информацией между экономическими агентами и ведомствами усложнился, и не может повлиять на эффективность взаимосвязей экономических процессов каждого. В итоге экономические процессы у агентов, стали не ускоряться, а наоборот затормаживаться. В результате вложение средств в развитие и поддержку информационных систем стал экономически нецелесообразным, обременительным и малоэффективным делом.

Отсюда можно сделать вывод, что созданное ЕЭП, а так же его экономические решения, которые должны были повысить уровень экономических взаимосвязей у государств, бизнеса и общества, имеет серьезные ограничения на национальном уровне в сфере ИКТ. Простой доступ к экономическим решениям ЕЭП для бизнеса и общества на данный момент не представляется возможным, поскольку нет четкого представления о межгосударственном и межведомственном обмене данными в рамках ЕЭП.

Отсутствие современной платежной инфраструктуры

Еще одним фактором в сфере ИКТ, которое должно было оказать эффективное влияние на экономику, - отсутствие у стран участниц национальных платежных систем по технологии Real-Time Gross Settlement — RTGS.

В России существует только решение Совета директоров Банка России от 15 марта 2013 года «Стратегия развития национальной платежной системы», у других стран участниц и стратегии в этом направлении нет.

Эффективная, безопасная и практичная (экономичная) платежная система уменьшает стоимость товаров и услуг. Более того, она является существенным средством для эффективного осуществления государственной монетарной политики, а также общего денежного оборота и рынка ценных бумаг. Она также является каналом для расчетов всех типов транзакций, включая международные денежные потоки.

И наоборот, неэффективная небезопасная и неэкономичная платежная система может отрицательно влиять на финансовую систему и стать причиной системных кризисов.

Организация платежной системы не должна отставать от современного уровня технологического развития и должна обновляться, чтобы сохранить свою эффективность в снижении или элиминировании финансовых расчетных рисков национальной экономики. Претензии на

международный финансовый центр, заявления о не поддержанных передовых и конкурентоспособных, по сравнению с другими странами,

платежных систем, не имеют под собой никаких реалистических оснований. Технологическая эффективность платежной системы определяет эффективность, с которой деньги используются в национальной экономике и снижением риска при расчетах. Европейский Центральный Банк сделал наличие RTGS обязательным условием. Поэтому не только страны Европейского Союза, но и остальные европейские государства, тяготеющие к нему, внедрили эту систему.

Отсюда можно сделать вывод, что для придания современности и эффективности ЕЭП необходимо задуматься о реализации RTGS, которая обеспечила бы государства-участниц ЕЭП, бизнес и общество – конкурентоспособным национальным рынком . В условиях глобальной конкуренции по привлечению инвестиций она, в случае необходимости, должна позволять совмещать платежи с платежными системами других стран и улучшить эффективность национальных финансовых рынков, в первую очередь, через уменьшение риска неплатежей в рамках ЕЭП.

Ожидания общества, бизнеса, государств

Сегодня общество и бизнес стран-участниц ЕЭП не могут получить простой доступ к экономическим решениям ЕЭП и их механизмам и возможностям. Нет простого и удобного доступа на основе современных ИТ-технологий, которые повысили бы экономические взаимосвязи на качественно другой уровень.

Не смотря на данные проблемы в сфере ИКТ этих стран и испытываемые из-за них ограничения, экономика этих стран в любом случае развивается, в том числе за счет оказываемого влияния со стороны глобальной экономики. Общество и бизнес стран участниц ЕЭП при помощи современных ИТ- технологий все больше и больше втягиваются в глобальную экономику, которая обеспечивает простой доступ к мировым рынкам моды и технологий, а так же товаров и услуг. Как следствие, у потребителей повышаются потребительские требования к качественным ИТ –технологиям.

Например, объем интернет-торговли товарами и услугами этих стран с остальным миром за 2012 год составил свыше 20 млрд. долл. Могут ли государства-участники ЕЭП как-то контролировать этот денежный оборот? Получать доходы виде пошлин и налогов, а общество и бизнес получить простой доступ к этим решениям?

Миграционные потоки в странах ЕЭП достигли 20 млн. человек. Ежемесячная выручка мигранта в странах ЕЭП составляет в среднем 1 тыс. долл. Годовой денежный оборот свыше 200 млрд. долл. Могут ли государства-участники ЕЭП контролировать этот оборот, получать доходы, как налоги, а общество и бизнес получить простой доступ к этим решениям?

В странах-участниц ЕЭП существуют свободно-экономические зоны, созданные экономическими министерствами этих стран. Могут ли

сегодня экономические агенты ЕЭП воспользоваться экономическими решениями зон так же легко, как проверить по интернету свой

банковский счет? В июле 2013 года США и Европейский союз начали готовить соглашение о создании трансатлантического торгового союза. Довольно скоро в мире появится новый торговый монстр. Вероятно ответным шагом стран-участниц ЕЭП будет создание наднациональной свободно-экономической зоны ЕЭП. Будут ли ее экономические решения обладать простым доступом для экономических агентов ЕЭП, а также и для их торговых контрагентов из других стран? Ведь это оказывает влияние на привлекательность ЕЭП, на привлекательность в участии в наднациональной свободно-экономической зоне.

Может ли бизнес и общество ЕЭП воспользоваться банковскими услугами и управлять своими средствами не зависимо от географического расположения банка ,бизнеса или человека?

Например, ГИБДД (ГАИ) существует проблема с владельцами автотранспорта из стран ЕЭП: при наложения взыскания за нарушение ПДД (в частности, в Москве); постановке и снятии с учета автотранспорта; пересечении границ, покупке или продаже автотранспорта; оплате страховки, получении страхового возмещение; оформлении ДТП.

Сегодня ведомства из стран-участниц ЕЭП не имеют возможности обмениваться критически важной информацией в режиме реального времени, так же как и бизнес, и общество из этих стран.

Отсюда вывод, что ЕЭП не может оказать нужного и необходимого влияния на экономику стран-участниц ЕЭП, на бизнес и на общество. Назрел момент, когда государствам-участникам ЕЭП, а так же бизнесу и обществу нужны решения, которые обеспечат простой доступ ко всем экономическим преимуществам ЕЭП. Решения, которые повысят и окажут существенные влияния на экономические взаимосвязи. Правительства стран-участниц ЕЭП должны осознавать, что механизмы ЕЭП не работают, а часть механизмов для доступа к экономическим преимуществам ЕЭП и вовсе отсутствует.

Теория экономических сетей в киберпространстве

Экономика относятся к моделям сложных систем, компонентами которых являются сети и узлы. За экономическое взаимодействие между ними отвечают решения на основе IT-технологий.

Экономическая сеть в киберпространстве - сетевой ресурс для любых экономических взаимосвязей между экономическими агентами, которым для обмена данными доступны все сегменты сферы ИКТ.

G2B

G2C

G2G

B2B

B2C

Централизация обмена унифицированными данными с любым сегментом в сфере ИКТ позволяет создавать сетевой ресурс экономических процессов между экономическими агентами и ведомствами. Для повышения эффективности этих процессов сфера ИКТ может обеспечить создание экономических сетей в киберпространстве, состоящей из экономических процессов. Как можно применить данное теоретическое представление в рамках ЕЭП для государств -участниц, бизнеса и общества? Как это реализовать, если на национальном уровне существуют проблемы и ограничения на системном уровне? Какая должна быть системная архитектура ИКТ, которая бы не принадлежала кому-либо из государств-участников ЕЭП и, в то же время, была бы легко масштабируемой для интеграции новой страны- участницы ЕЭП, а также для бизнеса или человека из-за привлекательных потребительских свойств, современности, простоты доступа и использования? Заниматься модернизацией национальной сферы ИКТ или выстроить такую сферу ИКТ ЕЭП, которая по мере своего развития будет замещать потребности в национальной сфере ИКТ ведомств, бизнеса и общества? Равный к равному сетевая архитектура Р2Р (peer-to-peer), которая не принадлежала бы какой-либо стране-участнице ЕЭП. Архитектура, которая обеспечила бы унифицированный обмен данными между ведомствами стран-участниц ЕЭП, обмен между бизнесом и обществом. Архитектура, которая обеспечила бы формирование экономических взаимосвязей – экономических сетей во всех сегментах сферы ИКТ (государство и государство, межведомственный, государство и общество, государство и бизнес, бизнес и бизнес, бизнес и общество, общество и общество, межмашинное взаимодействие). Архитектура, которая позволяла бы применять ее и в развитии платежной системы ЕЭП, и в создании свободно-экономической зоны ЕЭП.

Архитектурно – технологический принцип и поход

Решение проблемы видится в разработке открытых, расширяемых протоколов взаимодействия государственных аппаратов, основанных на peer2peer парадигме. Нужны протоколы и механизмы, такие как:

Протокол обмена открыт и присоединиться к нему может любая государственная или негосударственная организация.

Простое и прозрачное присоединение/отсоединение. Участники не страдают и не приостанавливают свою деятельность в случае отключения одного из агентов (например, отключился узел китайской таможни – остальные межтаможенные связи продолжают существовать и работать).

Ни один из участников не может саботировать работу системы в целом.

Присоединение к системе нового участника автоматически делает его равноправным в системе – он сможет сразу начать участвовать в обмене.

Присоединиться может любой. Никто не главный.

Нет «процедуры приема»: вошел – участвуй, надоело – вышел.

Для того чтобы такая система заработала – нужно всего лишь одно центральное звено – единый удостоверяющий центр, который будет выдавать сертификаты сторонам участникам для подтверждения своей личности.

И даже этот единый центр можно построить по принципу p2p (несколько государственных удостоверяющих центров, выступающих прокси

сетью друг для друга на своих территориях, объединенные договором и механизмами переподписи и валидации ЭЦП и сертификатов)

В целом, система протоколов и механизмов, основанная на этих принципах можно организовать как «клуб участников» Р2P. Каждый из участников такой сети, подключившись к ней, ведет два типа деятельности:

Представляет другим участникам сети «услуги», обрабатывая и отвечая на их запросы (в электронной форме, например, в виде API веб-сервиса).

Сам отправляет запросы другим участникам сети и ожидает, что они будут обработаны, и он сможет получить на них ответы.

Услуги, предоставляемые каждым из участников, могут быть двух типов:

Обязательные. Такие услуги, которые участник сети обязался выполнять (отвечать на определенный тип запросов) просто своим подключением к сети. Такими, например, могут быть функции:предоставить название и атрибуты организации – участника, предоставить список услуг, которые готов предоставить данный участник («электронный каталог услуг»), другие, оговоренные договором подключения Необязательные. К ним может быть отнесен любой тип электронной услуги, которую участник желает предоставить. Единственное

требование – услуга, её свойства, ее описание и механизм вызова должен быть включен в «электронный каталог услуг»

Архитектурно – технологический принцип и поход

Рассмотрим на примере сети из двух таможенных ведомств (например, ФТС России и Таможня Белоруссии) которые входят в сеть «Таможенные органы» . Каждая из ТС предоставляет два типа услуг, ЭД и ПИ. В какой-то момент к ним в сеть решает подключиться еще одна ТС (например, голландская). Голландская ТС решает не предоставлять услугу ПИ в электронном виде.

При использовании стандартной схемы организации межсистемного взаимодействия такого уровня, подключение голландцев не удалось бы, т.к. они не смогли бы в полной мере предоставить внешний интерфейс в том виде, в котором он ожидается конгломератом систем (для обеспечения гомогенизации сети).

Каждый новый участник, регистрируется (автоматически) в сети таким образом, что все остальные участники сразу узнают о его существовании и сразу могут начинать с ним работать.

Для услуг/операций одного типа (например «Декларирование») разрабатывается общий протокол взаимодействия и обмена – такой, что после адаптации его каждым из участников, работа с любым участником становится прозрачной и идентичной работе с любым другим участником.

Каждый новый член сети, для того, чтобы присоединится к общей системе и начать предоставлять свои сервисы (услуги), должен:

Если это новый сервис, который в структуре взаимодействия не описан и не создан протокол для него – предложить такой протокол и имплементировать его.

Если сервис уже существует, то новый участник должен или имплементировать уже существующее описание (вместе с форматами документов и прочими его деталями) или предложить внести в него свои специфические поправки и договориться о новой форме со всеми, уже имплементировавшими такой протокол (чем позже новый участник входит в систему со своей новой услугой, тем более продвинутый и продуманный протокол ему достанется для имплементации, но вместе с тем, ему сложнее будет внести в этот протокол изменения).

Каждый участник сети обязуется пересылать запросы на услуги, которые может предоставить другой участник системы (но не может текущий) другим участникам. Т.е. если конечная пользовательская система подает декларацию в свое собственное таможенное ведомство как декларацию импорта в Зимбабве, то, если оба ведомства подключены к этому облаку, они договорятся автоматически между собой. Конечная система не будет вынуждена перепосылать запрос сама.

Такая гомогенность системы позволяет:

Рассматривать любой узел сети – как любой другой такой же.

За счет такого P2P подхода фактически возникает служба одного окна (любой участник владеет списком всех остальных узлов, предоставляющих такие же услуги, и автоматически обязуется пересылать запросы другим участникам по необходимости (а-ля роуминг)). Т.е. окон много, но можно подключаться к любому из них, они все в итоге (с точки зрения пользователя услуг) оказывают одни и те же услуги и реализуют одну и ту и ту же функциональность.

Решения для государств, бизнеса и общества

Система единого окна всех единых окон для каждого ведомства. Теперь для осуществления информационного обмена не будет нужды взаимодействовать с каждой национальной системой в отдельности. Достаточно отправить документы в один из узлов для того, чтобы оттуда все автоматически отправилось по всем заинтересованным получателям.

Процессы, ранее включавшие передачу документов из одной национальной системы в другую, становятся моментальными и автоматическими.

Любая деятельность, связанная с манипулированием информацией (например, определение пошлин, расчет налогов) может быть переведена в автоматический режим.

Архитектурно – технологический принцип и поход предлагаемой системы обладает универсальностью и унификацией. Это обеспечит ведомства стран-участниц ЕЭП, бизнес и общество ЕЭП простым и удобным доступом к разным ИТ-решениям, которые раскрывают и обеспечивают доступ к экономическим возможностям ЕЭП.

Решение для миграционных ведомств стран-участниц ЕЭП обеспечит обмен информацией в режиме реального времени между ведомствами стран-участниц ЕЭП, контроль за перемещением лиц, контроль лиц , привлекающих трудовых мигрантов, контроль и учет денежных взаиморасчетов мигранта. От данного решения мигранты получат простое и удобное решение, которое обеспечивает их простым и удобным перемещением в странах-участницах ЕЭП, простой возможностью управлять своими доходами и расходами. Миграционные ведомства получат возможность управлять миграционной сетью, контролировать доходы и расходы мигрантов, получать доходы виде налогов и пошлин.

Решение для бизнеса и общества обеспечит доступ к рынку банковских услуг ЕЭП. Простое и удобное решение доступа через один интерфейс ко всем своим банковским счетам, неважно в какой стране из участниц ЕЭП находится бизнес или банк, всегда один и простой доступ. Финансовые регуляторы стран-участниц смогут управлять в режиме онлайн сетью, состоящей из клиентов банковских услуг и банков.

Решение для экономических ведомств стран-участниц ЕЭП, образовавших на своих территориях свободно-экономические зоны. Данное решение даст простой и удобный доступ бизнесу получить экономические решения этих зон. Просто надо стать участником зоны путем онлайн-регистрации и онлайн-работы. Данная сеть, состоящая из представителей бизнеса, будет управляться в режиме реального времени экономическими ведомствами стран-участниц ЕЭП. В будущем экономические ведомства могут создать единую свободно-экономическую зону ЕЭП, доступ к ее экономическим решением будет таким же простым и удобным как для представителей бизнеса стран-участниц ЕЭП, так и для их зарубежных контрагентов. В результате получится крупнейшая сеть, состоящая из резидентов и нерезидентов , управляемая в режиме онлайн экономическими ведомствами стран-участниц ЕЭП.

Решение для таможенных органов стран-участниц ЕЭП обеспечит таможенные терминалы ( на территории стран-участниц ЕЭП) сетью, которая будет доступна для всех экспортеров и импортеров, не важно где бы они находились. Таможенные органы получили бы простое управление ВЭД, а бизнес и общество - простой и удобный доступ к прохождению таможенных процедур в странах ЕЭП. Бизнес, который оказывает услуги в области ВЭД, получит равноправный доступ к рынку реализации своих услуг в области ВЭД.

Данные ИТ-решения, которые возможны для бизнеса, общества и ведомств стран-участниц ЕЭП, являются примерами универсальности архитектурно – технологического принципа предлагаемой системы, которая раскрывает и обеспечивает доступом к экономическим возможностям ЕЭП.

Будущие экономические явления в киберпространстве государств ТС

По мере развития системы в рамках стран-участниц ЕЭП, бизнеса и общества ЕЭП будут образоваться сети – территориальные, региональные, отраслевые и межотраслевые, а так же наднациональные . По мере развития и становления данных сетей, система станет все больше и больше приобретать черты единого экономического киберпространства ЕЭП. Все это будет влиять не только на экономические взаимосвязи между ведомствами стран участниц ЕЭП, но и окажет существенное влияние на бизнес и общество из ЕЭП. Это еще окажет влияние на привлекательность единого экономического киберпространства в глазах остального мира, состоящего из государственных ведомств, бизнеса и общества. Высокая степень заинтересованности будет наблюдаться у тех зарубежных представителей, чьи экономические взаимосвязи ведут к участникам единого экономического киберпространства. Мощное влияние окажет внедрение Real-Time Gross Settlement — RTGS. Данное решение обеспечит ведомства, бизнес и общество простыми и эффективными расчетами всех типов транзакций, включая международные денежные потоки, за счет того, что реального движения валют не происходит, а происходит изменение остатков у частников RTGS, за счет обмена платежной информацией и другой финансово значимой информацией, которая влияет на критически важные процессы в финансовой отрасли стран-участниц ЕЭП. Данная платежная инфраструктура будет обслуживать все типы транзакций, совершаемые средствами ИТ – технологий в экономическом киберпространстве стран-участниц ЕЭП. В будущем участники свободно-экономических зон будут обеспечены единым и простым средством платежа для своих взаиморасчетов. Бизнес и общество смогут получить простой доступ к наднациональному рынку банковских, финансовых и страховых услуг, не важно кто и где находится. Финансовые регуляторы получат в режиме реального времени детализированную аналитику в иерархической системе денежных агрегатов М0, М1, М2, М3, М4. RTGS обеспечит улучшения эффективности национальных финансовых рынков, а так же обеспечит уменьшение риска неплатежей в ЕЭП. Страны-участницы ЕЭП получат удобный и управляемый механизм сбора налогов, пошлин и прочих государственных платежей в экономическом

киберпространстве, а общество и бизнес получат простой и удобный способ их уплаты.

Интеграция других представителей экономик

Архитектурно – технологические принципы и подходы будущей системы обладают простым и удобным техническим регламентом для подключения ведомств, бизнеса или общества.

Преимущества от интеграции для зарубежного бизнеса, общества или иностранного ведомства.

Например, турецкая таможня решит подключиться к единому экономическому киберпространству. Что это даст? Этим самым турецкая таможня обеспечивает доступ к наднациональным рынкам ЕЭП своих резидентов - как юридических, так и физических лиц. Что последние от этого получают? Представители турецкого бизнеса получают возможность подключиться к программному обеспечению турецкой таможни для передачи критически важной информации и, таким образом, стать участниками единого экономического киберпространства . Они получают возможность передачи информации через единый интерфейс, от которого информация «пойдет» не только в турецкую таможню, еще и в таможенные органы стран-участниц ЕЭП и контрагентов ЕЭП. Так же турецкий бизнес сможет воспользоваться решениями свободно- экономических зон ЕЭП, рынком банковских услуг ЕЭП. В свою очередь представители бизнеса ЕЭП получают простой и удобный доступ до турецких потребителей. Благодаря единому экономическому киберпространству получают простой и удобный доступ для экспорта товаров и услуг. И эта критически важная информация будет доступна как турецкой таможне, так и турецкому бизнесу и обществу. Данный интеграционный механизм обеспечивает масштабируемость единого экономического киберпространства, и как следствие ведет к росту экономики ЕЭП.