УДК 330.46
УЯЗВИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКАХ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА КАК ИНСТУМЕНТ
УПРАВЛЕНИЯ ИЗВНЕ
Садыков Н.Н.
Когда Америка сбросила атомные бомбы на города
Японии, руководитель Кремля принял решение,
о создании в стране собственного ядерного оружия,
а руководитель ведомства на Лубянке отвечал за это лично
В статье анализируются технологии и методы, которые являются основными компонентами глобальной сети Интернет. Выявляются и рассматриваются неустранимые недостатки в самой технологии, которые позволяют рассматривать глобальную сеть Интернет как временное средство для построения информационного общества. Анализируются применения данных технологий в процессах циркуляции экономической информации в экономической системе российской экономики. Анализируются уязвимости экономических систем российской экономики за счет использования данных технологий при циркуляции экономической информации. Предлагается институциональный подход в виде создания государственной корпорации. Предлагаются цели и стратегии государственной корпорации, а также обосновывается целесообразность ее деятельности.
Ключевые слова: информационные системы, экономическая информация, уязвимость систем, экономические системы, институциональный подход
Vulnerable economic systems in economics of the Eurasian Economic Union, as the instruments of external control
The article analyzes the technologies and methods , which are the main components that make up the World Wide Web. Identified and considered fatally flawed in the technology that let you see the global Internet as a temporary remedy for the Information Society. Analyzes the application of these technologies in the processes of economic circulation of information in the economic system of the Russian economy . Analyzes the vulnerability of the economic systems of the Russian economy through the use of these technologies in the circulation of economic information. Institutional approach is proposed in the form of the creation of the state corporation . Proposed objectives and strategies of the state corporation , as well as activities .
Keywords: information systems, economic information, vulnerability of systems, economic systems, institutional approach
1. Введение
Сегодня глобальная сеть Интернет и ее технологии рассматриваются как основные элементы для организации Информационного общества [http://www.wsis-forum.ru). Этот процесс ведет к охвату всех сфер экономической деятельности в экономиках стран участниц Евразийского
экономического союза. Актуализирует вопросы к самой технологии создания глобальной сети Интернет на предмет наличия в ней неустранимых недостатков, которые обеспечивают проблемами экономику России в виде уязвимости экономических систем. Цель настоящей статьи – анализ и выявление неустранимых недостатков глобальной сети Интернет. В статье выявляются и анализируются общие проблемы, оказывающие влияние на уязвимости экономических систем в экономиках стран Евразийского экономического союза. Рассматривается институциональный подход в решении выявленных проблем. Предлагается создание государственной корпорации. Обосновывается ее стратегия и деятельность. В статье подробно рассмотрена технология и ее компоненты, применяемые при создании глобальной сети Интернет. Рассмотрены и выявлены неустранимые недостатки в технологии создания и функционирования Интернета, а также общие проблемы производства информационных систем в странах Евразийского экономического союза. Приводится анализ Интернет- технологий и информационных систем, обеспечивающих процесс циркуляции экономической информации, использование которых приводят к уязвимости экономических систем экономик стран Евразийского экономического союза. На основе институционального подхода рассмотрены предложения создания государственной корпорации, ее стратегия и деятельность.
2. Неустранимые недостатки глобальной сети Интернет
Технология реализации глобальной сети Интернет основана на модели взаимодействия систем,
которая называется Сетевая модель OSI, состоящая из семи уровней:
L1 – физический: работа со средой передачи сигналов в виде двоичных данных;
L2 – канальный: физическая адресация
L3 – сетевой: определение маршрута и логическая адресация;
L4 - транспортный: прямая связь между конечными пунктами и надежность;
L5 – сеансовый: управление сеансом связи;
L6 - уровень представления: представление и шифрование данных
L7 – прикладной: доступ к сетевым службам.
Возможность контроля и управления технологиями, являющимися основными компонентами глобальной сети Интернет, появляются на уровне L2 в модели OSI. Канальный уровень L2 может взаимодействовать с одним или несколькими физическими уровнями в виде контроля и управления межуровневыми взаимодействиями. Это означает, что L2 уровень обеспечивает контроль и управление последующих пяти уровней модели OSI. На уровне L2 работают коммутаторы, мосты, модемы, сетевые карты, сервера, компьютеры, мобильные устройства и прочие сетевые устройства, которые подключаются к сети. Уровень L2 обеспечивает организацию каналов связи для обмена информацией виде передачи кадров, состоящих из данных. В результате уровень L2 имеет такие незаменимые преимущества как организация каналов связи для обмена информацией, а также контроль и управление уровнями в модели OSI: сетевыми, транспортными, сеансовыми, шифрованием данных, сетевыми службами. Отсюда можно сделать утверждение, что уровень L2 модели OSI имеет доступ к контролю и управлению технологиям, являющимися основными компонентами, из которых состоит глобальная сеть Интернет. А это означает, что незаменимые преимущества L2 являются неустранимыми недостатками глобальной сети Интернет. Основным неустранимым недостатком уровня L2 в модели OSI выступает независимый внешний доступ в виде контроля и управления уровнем, который в свою очередь обеспечивает доступ и управление пяти других уровней модели OSI.
За организацию внешнего доступа к уровню L2 отвечают идентификационные номера, присваиваемые каждому устройству. Они подключены или подключаются к какой-либо сети. Называются такие номера MAC-адресом. MAC-адрес позволяет идентифицировать любое устройство, подключаемое к сети, и доставлять данные только к данному устройству. Таким образом, MAC-адреса являются глобально уникальными идентификаторами всех устройств, подключаемых к Интернету. Для этих целей ведётся централизованный учет и выдача MAC-адресов подключаемых к сети устройств всех мировых производителей. Производителю оборудования присваивается глобально уникальный идентификатор организации (OUI). Затем резервируется необходимое количество MAC-адресов в виде уникальных номеров для выпускаемой производителем продукции. Учет и выдачу MAC-адресов в виде уникальных номеров ведет Международная некоммерческая ассоциация «Институт инженеров электротехники и электроники – IEEE», которая была основана в 1963 году в результате слияния двух американских институтов - Института инженеров-электриков и Института радиотехников. Процесс генерации MAC-адреса реализован на технологии работы среды передачи сигналов в виде двоичных данных, записанных парами шестнадцатеричных цифр. С одной стороны данная технология отвечает за идентификацию любого подключаемого устройства в глобальной сети Интернет, а с другой стороны является ключом доступа к управлению данным устройством. Таким образом, можно утверждать, что данная технология изначально обеспечивает независимый внешний доступ к управлению уровнем L2 модели OSI. А управление уровнем L2 модели OSI обеспечивает доступом к каналам связи и предаваемой по ним информации в виде передачи данных, а так же управлением другими пятью уровнями в модели OSI. В результате, можно узнать от каких устройств и к каким устройствам передаются данные или прервать их процесс передачи. Это позволяет организовать между устройствами в глобальной сети Интернет параллельный сбор данных, передаваемых и получаемых целыми нациями. Такая возможность обеспечивает созданием копий всех передаваемых данных в сети Интернет в виде создания глобального репозитория информационных данных. По этим причинам можно утверждать, что технология генерации уникальных номеров MAC-адресов обеспечивает доступом и управлением уровнем L2, который, в свою очередь, обеспечивает доступом и управлением последующими пятью уровнями модели OSI. А это приводит к контролю и управлению всей модели OSI. Все это позволяет обеспечивать контроль и управление извне всех устройств, которые подключаются к Интернету.
Сегодня во всем мире проводиться политика построения Информационного общества на базе Интернета и его технологий. В итоге неустранимые недостатки модели OSI стали общей проблемой стран и государств, не являющихся разработчиками Интернет-технологии. Для них недостатки в технологии создания и функционирования Интернета оказались не устранимыми,
вследствие того, что они не являются разработчиками и владельцами данной технологии. Разработчиком и владельцем технологии создания и функционирования Интернета, как известно, является США. В отличии от других стран, которые ощущают на себе неустранимые недостатки данной технологии, в США считают это «неустранимым преимуществом» данной технологии, поскольку доступны только для США и частично для союзников США. На основе этого можно сделать утверждение, что глобальную сеть Интернет можно рассматривать лишь как временное средство для построения Информационного общества. Из-за наличия неустранимых недостатков технологий, обеспечивающих процесс создания и функционирования Интернета, глобальная сеть, в нынешнем варианте, не может обеспечить электронную демократию, на которой базируется построение Информационного общества.
3. Циркуляция экономической информации
Если следовать утверждению Райзберга Б. А. и Лозовского Л. Ш, документирование хозяйственных операций — это организованный процесс наблюдения, измерения и записи данных о хозяйственных операциях в документах установленной формы (Современный экономический словарь. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш.). Информация, зафиксированная в документах, является источником для получения экономической информации. Элементами экономической информации являются документы. В обороте экономической информации наибольший удельный вес занимают данные первичного и бухгалтерского учёта, транспортная и платёжно-расчётная документация, бухгалтерская и статистическая отчётность, плановые и нормативные документы, данные оперативного управления. Экономическая информация должна удовлетворять таким критериям, как полнота, оперативность и достоверность.
Экономическая информация позволяет:
определять стратегические, тактические, оперативные цели и задачи организации;
осуществлять контроль текущего состояния организации ее подразделений и процессов в них;
принимать обоснованные и своевременные управленческие решения;
координировать деятельность, как отдельных сотрудников, так и целых подразделений.
Экономическая система состоит в виде различных форм субъектов и объектов экономических отношений и связей между ними. Экономическая информация циркулирует в экономической системе, в которой отражает и сопровождает ход экономических процессов производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг (Экономико-математический словарь Л.И. Лопатников). Циркуляция экономической информации в экономической системе является источником показателей экономической деятельности для анализа макроэкономических процессов страны. Анализ макроэкономических процессов, в свою очередь, обеспечивает организацию экономической политики государства.
Сегодня в России существуют 25 539 утверждённых форм документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве, которые являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов при межведомственном обмене информацией (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»). Отсюда можно сделать вывод, что 25 539 утверждённых форм документов являются элементами экономической информации, а их обязательное применение и использование обеспечивает процессы циркуляции экономической информации в экономической системе.
Системный подход в организации управления процессами циркуляции экономической информации применялся в СССР. В виде проведения работ по классификации и кодированию
технико-экономической информации в условиях плановой экономики, и это было определено нормативным документом (Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1971 г. № 458 «Об улучшении организации и ускорении работ по созданию унифицированных систем документации и единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемых в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве»). На Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР возлагались:
координация работ по разработке и внедрению унифицированных систем документации и единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации; контроль за выполнением этих работ министерствами и ведомствами;
утверждение общесоюзных классификаторов технико-экономической информации в качестве обязательных для применения всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик;
обеспечение министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик информацией по материалам общесоюзных классификаторов технико-экономической информации.
Страны участники Евразийского экономического союза в прошлом являлись союзными республиками. Это обеспечило общими условиями для системного подхода в организации управления процессами циркуляции экономической информации в этих странах, а также общими проблемами и уязвимостями у данных процессов.
Для повышения эффективности процессов в работе с элементами экономической информацией госучреждения, бизнес и общество стран Евразийского экономического союза используют информационные технологии. Созданные и создаваемые информационные системы, функционалом которых является обеспечение процесса создания, обмена, хранения и обработки элементов экономической информации, привели к электронному обмену элементами экономической информацией в этих странах. Как показал анализ модели OSI, можно сделать вывод, что подключаемые к Интернету устройства и информационные системы, которые обеспечивают в стране процесс циркуляции экономической информации на основе электронного обмена элементами экономической информацией, имеют риск контроля и управления извне. Они позволяют организовать параллельный сбор передаваемых и получаемых данных от электронного обмена документами в масштабах каждой страны. Копии всех передаваемых элементов экономической информации стекаются во внешний репозиторий экономической
информации. Анализ внешнего репозитория экономической информации позволяет лучше рассмотреть текущие макроэкономические процессы каждой страны, дает возможность узнать, какие необходимы внешние санкции, которые обеспечат замедление экономических процессов и приведут экономики стран к ощутимым экономическим потерям. А если учесть, что Евразийский экономический союз относительно молод, его интеграционные процессы, призванные повысить качество экономических взаимосвязей в экономиках его стран, могут стать хорошей мишенью.
Использование госучреждениями, бизнесом и обществом технологии шифрования передаваемых данных не могут в полном объеме решить задачу защиты экономической информации. Например, российский лидер по распространению средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи фирма КРИПТО-ПРО использует свое передовое решение, основанное на 256 –битном шифровании. Достаточно один раз подобрать алгоритм шифрования фирмы КРИПТО-ПРО, используя для этих целей вычислительные мощности больших объемов, обеспечивающих процесс подбора необходимого алгоритма в течении 15 минут, как последующая передаваемая в зашифрованном виде информация становиться всегда доступной для чтения.
За рубежом существуют центры обработки данных (ЦОД) в промышленных масштабах. Площадь одного такого ЦОД составляет от 150 тыс. квадратных метров. Сегодня в Европе и США их количество измеряется тысячами. Они работают на экономики этих стран в виде «трансатлантической сети», состоящей из распределённых вычислительных ресурсов, которые всегда доступны для управления информационных процессов государственных учреждений, бизнеса и общества этих стран. Существующая «трансатлантическая сеть» обеспечивает бесперебойными процессами создания, обмена и хранения экономической информации, которая циркулирует в экономических системах этих стран. Для экономик этих стран «трансатлантическая сеть» является экономическим локомотивом, который обеспечивает спрос на производство вычислительной электроники, микроэлектроники и информационных систем.
Сегодня Россия и ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу не обладают в таких объемах и в таких масштабах данной инфраструктурой, которая доступна была бы для управления информационных процессов госучреждений, бизнеса и общества этих стран. В результате
информационные процессы крупного, среднего и малого бизнеса, а также общества стран Евразийского экономического пространства, мигрировали в виде процессов создания, обмена и хранения экономической информации в «трансатлантическую сеть». Причем, это обусловлено не только отсутствием инфраструктуры в виде сети вычислительных ресурсов, но и малыми объемами производства информационных систем в странах Евразийского экономического союза, которые обеспечили бы процессами создания, обмена, хранения и преобразования экономической информации. В результате процессы повышения эффективности в работе с экономической информацией в странах Евразийского экономического союза оказались зависимы от внешних ресурсов.
У госучреждений, бизнеса и общества стран Евразийского экономического союза, к тому же, существует проблема несовместимости процесса создания, обмена, хранения и преобразований элементов экономической информации. Созданные и создаваемые информационные системы несовместимы между собой для электронного обмена. Причинной является отсутствие унифицированных требований и правил (спецификация) к форматам электронных данных. Каждый разработчик системы вынужден решать сам, в каком формате кодировать данные для записи, и в каком формате декодировать данные при чтении. Это приводит к созданию большого количества несовместимых между собой систем - созданные в одной системе электронные документы, не могут быть приняты для чтения в другой или в других системах. Это повлекло за собой дополнительные затраты на разработку программ, отвечающих за адаптацию несовместимых систем.
Таким образом в странах Евразийского экономического союза бесконечно создаются несовместимые между собой системы с функционалом создания, обмена и обработки одних и тех же документов.
Еще одной преградой, тормозящей циркуляцию экономической информации, является частичное применение процесса создания, обмена, хранения и преобразования экономической
информации. Частичное применение ограничивает эффективность процесса циркуляции экономической информации.
Все это привело к тому, что обмен экономической информацией между экономическими агентами и ведомствами стран Евразийского экономического союза представляет из себя сложный процесс, а межгосударственный электронный обмен и вовсе отсутствует. В итоге экономические процессы агентов стран Евразийского экономического союза стали не ускоряться, а наоборот усугубляться. Вложение средств в создание и поддержку информационных систем стал обременительным и малоэффективным делом. А объемы производства информационных систем стали незначительными. Это привело экономических агентов к зависимости от внешней сети вычислительных ресурсов, использование которых потенциально опасно для процессов циркуляции экономической информации.
4. Уязвимости экономических систем
Теория сложных систем —это система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня. Идеальной моделью сложных систем являются – сети. Узлы в сетях соответствуют компонентам системы, а связи между ними отвечают за взаимодействие. Уязвимостью систем является системный риск и системный кризис.
Российским ученым Г. Клейнером разработана теория экономических систем, которая рассматривает взаимосвязи объектных, проектных, процессных и средовых систем в экономике в пространственном и временном аспектах. В работе (Г.Б. Клейнер, Системная парадигма и системный менеджмент, Российский журнал менеджмента, том 6, № 3, 2008. C. 27–50) показано, что стабильность и преемственность развития экономики зависит от особенностей той системной структуры, компонентами которой служат экономические системы. Система является экономической, если она участвует в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Экономическая система состоит из субъектов и объектов экономических отношений, в виде различных форм и связей между ними.
Экономическая система имеет сложную структуру в виде отдельных подсистем (например, финансовая система, промышленность, аграрный сектор и т.п.), которые имеют определенное собственное содержание. Между подсистемами существует система связей, определяющих характер их субординации (соподчинения). Каждая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать экономическую информацию, а также обмениваться ею. Все это представлено в виде циркуляции экономической информации, которая отражает и сопровождает ход экономических процессов производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в экономической системе.
Экономическая система состоит из субъектов и объектов экономических отношений, в виде
м и связей между ними,
различных
Системный кризис в системе экономических связей в странах Евразийского экономического союза обеспечило производство несовместимых между собой информационных систем для обмена элементами экономической информации. Частичное применение информационных систем в процессах создания, обмена, хранения и преобразования экономической информации, привели к ограничениям в повышении эффективности процессов циркуляции экономической информации. Это привело экономические системы стран Евразийского экономического союза к системным кризисам в виде дисбаланса. Проведенный в статье анализ процессов циркуляции экономической информации показал, что процессы создания и обмена экономической информации на основе существующих информационных систем и технологий, используемых сегодня госучреждениями, бизнесом и обществом стран Евразийского экономического союза являются уязвимыми из-за риска контроля и управления извне. Отсутствие в странах Евразийского экономического союза сети вычислительных ресурсов, которые могли бы в промышленных масштабах создавать, обменивать и хранить экономическую информацию, привело к внешней зависимости от вычислительных ресурсов недружественных государств. Существует риск контроля и управления извне процессами циркуляции экономической информацией, которые приводят к уязвимости экономической системы в экономике каждой страны участницы Евразийского экономического союза. Процессы экономических взаимосвязей Евразийского экономического союза оказались зависимы от внешних ресурсов и открыты для управления извне. Таким образом экономика Евразийского экономического союза подвержена системным рискам, которые приводят к экономическим кризисам.
Уязвимости экономических систем приводят экономики стран к системным рискам в виде экономических кризисов. В странах Евразийского экономического союза по сути созданы все условия для применения высокотехнологичных санкций, которые могут привести к ощутимым экономическим последствиям. Процессы отправления и получения элементов экономической информации между бизнесом и государством могут быть остановлены и прерваны в любое время в виде управления извне на основе неустранимых недостатков в модели OSI. Механизм генерации и выдачи МАС–адресов обеспечивает формирование глобальной базы МАС–адресов и идентификационного ключа для доступа извне. Результатом становится доступ к любому подключаемому к Интернету устройству извне. Это дает возможность управлять канальными ресурсами подключённого устройства, а это в свою очередь предоставляет возможность управлять последующими уровнями L3-L7 в модели OSI. Доступ к уровню L3, который содержит логическую адресацию в виде IP-адреса и распределение маршрутов связи в виде протоколов маршрутизации в Интернете. Дает возможность изменять характеристики IP-адреса и направление маршрута в виде блокирования или подмены IP-адреса, что обеспечивает перенаправление маршрута связи не по адресату, а в другие промежуточные сети в виде глобального репозитория информационных данных, где хранятся и обрабатываются данные целых стран. Первой страной в мире, которая осознала данные уязвимости и масштабы экономических последствий стала Китайская народная Республика. Китай первый, кто создал в своей стране Интернет. Появление собственной сети совпало с резким ростом экономики страны. И хотя Китайская экономика на сегодня является одной из крупнейших в мире, процессы создания и содержание национального Интернета являются для китайской экономики огромным и затратным делом.
5. Институциональный подход в решении проблем
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и поведений в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты и внеэкономические факторы. Институциональный подход изучает экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Взаимоотношения между обществом и экономикой определяются набором институциональных
ограничений, которые определяют способ функционирования экономической системы. Институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой и влияния этих взаимоотношений на экономический рост (или стагнацию и упадок). В конечном счете, институты выступают фундаментальными факторами функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе. Эффективная институциональная система - это институциональная система, которая обеспечивает экономический рост.
Задачей институционального подхода является решение комплекса существующих проблем, рассмотренных в статье, которые являются общими у стран Евразийского экономического союза. Сегодня в экономиках этих стран доступ к использованию элементов экономической информации представлен в виде бумажных документов, удобных человеком к восприятию и основанных на системном подходе, который был еще определен Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1971 года. Для повышения эффективности работы с элементами экономической информацией, госучреждения и бизнес стран Евразийского экономического союза разработали информационные системы на основе Интернет-технологий, которые стали основными системными причинами, обеспечившими экономики стран, а также их экономические системы уязвимостями и рисками. Институциональными причинами малоэффективного обмена данными является постоянная разработка и поддержка министерствами и ведомствами разных информационных систем с одним и тем же функционалом для работы с одними и теми же документами. Причина данного явления уходит в прошлое. В те времена, когда страны Евразийского экономического союза являлись республиками СССР.
На заседании Политбюро ЦК КПСС в конце сентября 1970 года было принято решение о внесении изменений в схему построения общегосударственной автоматизированной системе учёта и обработки информации в СССР. Решение гласило, что вместо единой государственной автоматизированной системы, управления, министерства и ведомства должны были создать свои собственные автоматизированные системы управления, которые впоследствии планировалось объединить в общегосударственную систему. В итоге в союзных республиках начался процесс развития отраслевых АСУ. В министерствах и ведомствах начали возникать независимые отраслевые АСУ - для гражданской авиации, прогнозирования погоды, банковской системы, научных исследований и прочие. И начался процесс развития несовместимых между собой систем в масштабах всего СССР, который продолжается и сегодня в странах Евразийского экономического союза.
Сферой информационных технологий государство управляет (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним) через Министерство связи и массовых коммуникаций, которое в свою очередь состоит из трех ведомств и из девяти госучреждений. В институциональном подходе, институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой и влияния этих взаимоотношений на экономический рост (или стагнацию и упадок). Можно сказать, что вложение средств государством в сфере информационных технологий оказались достаточными, но неэффективными. Очевидно, что в сфере ИКТ, государству необходимо провести отраслевую экономическую реформу и преобразования. Преобразование Министерства связи и массовых коммуникаций в государственную корпорацию является наиболее экономически целесообразным и своевременной мерой для экономики.
Если рассмотреть элементы экономической информации в виде сети вычислительных ресурсов, обеспечивающих автоматизацию управления информационных процессов госучреждений, бизнеса и общества в виде простого доступа для людей и машин и с точки зрения институциональных взглядов на основе теорий экономических систем, информации, автоматического управления, создание государственной корпорации обеспечит унифицированный процесс создания и управления элементами экономической информации.
Напомним, эффективной институциональной системой, является система, которая обеспечивает экономический рост. В экономике страны корпорация могла бы выступить в роли экономического локомотива, обеспечивающего спрос на производство вычислительной электроники, микроэлектроники и информационных систем. Это в свою очередь обеспечило бы экономически целесообразным способом условия для создания в стране сети вычислительных ресурсов в виде простого и удобного доступа для машин и людей, обеспечивающих государственные учреждения, бизнес и общество унифицированным процессом создания, обмена, хранения и преобразования экономической информации. В отличии от ведомств и госучреждений, корпорация ориентирована на извлечение прибыли. В противном случае государство в лице ведомства или ведомств получит огромные экономические затраты, а у бизнеса и общества появятся конфликты интересов. В частности, так произошло и происходит в Китае, где создание и содержание собственной электронной системы легли экономическим бременем на государство, а бизнес и общество привели к конфликту интересов. Появление государственной корпорации обеспечивает устранение конфликта интересов благодаря отдельной работе с государственными учреждениями и отдельной работе с бизнесом и обществом. В итоге госучреждения, бизнес и общество могли быт иметь возможность осуществить все действия с электронными документами, требуемые от них государство, в виде простого и удобного доступа, как для машин, так и для людей. А процессы циркуляции экономической информации, при этом, происходили бы в собственной сети вычислительных ресурсов расположенных в стране. Это избавило бы экономическую систему от существующих сегодня дисбалансов, уязвимостей и риска управления извне.
6. Стратегия и деятельность государственной корпорации
Миссия государственной корпорации - организовать частное и государственное информационное пространство экономической информации, сделав её доступной и удобной для использования людьми, машинами и живыми организмами за счет объективных и экономически эффективных способов.
Сегодня в России существуют 201 648 государственных учреждений, 4 610 158 коммерческих организаций, 143 666 931 граждан. Это национальный экономический ресурс для
информационных и Интернет-технологий, которые обеспечивают процессы создания, обмена, хранения и преобразования экономической информации в экономической системе. Целью госкорпорации является ликвидация монополии управления извне информационными процессами при работе с экономической информацией государственными учреждениями, бизнесом и обществом. Задачей госкорпорации является разработка и ведение сети вычислительных ресурсов для частного и государственного информационного пространства, доступное для машин и людей при работе с экономической информацией. Результатом должно быть обеспечение госсектора информационными Интернет-технологиями, которые обеспечат взаимосвязями с бизнесом и обществом. Предлагаемый госкорпорацией широкий выбор электронных сервисов и приложений, позволит повысить уровень персонализации пользователя, будь это госслужащий, менеджер или гражданин или частная информационная система. Каждый из них получит возможность осуществить все действия с электронными документами, требуемыми государством, в одном месте, не прилагая дополнительных усилий и расходов. Таким образом, предлагаемые госкорпорацией приложения и сервисы обеспечат возможностью создания и использования экономической информации. Разработка и ведение системы для сторонних разработчиков API создаст уникальные возможности для развития. Это даст возможность сторонним разработчикам разрабатывать программные приложения и сервисы для граждан и бизнеса, которые подключаются через API к системе, а система обеспечивает информационными взаимосвязями между ними всеми. Можно сказать, что каждый имеет право на частный сегмент информационного пространства для своих данных, где он хранит, получает, отправляет, и обрабатывает информацию.
Для реализации поставленных целей и задач госкорпорация осуществляет следующую деятельность:
ведение работы единого архитектора-разработчика информационных систем для госсектора. Это решает проблему несовместимости систем при межведомственном и межгосударственном обмене информацией. Обеспечивает совместимостью госсектора при обмене информацией с бизнесом, обществом и зарубежными ведомствами;
разработка собственной сети вычислительных ресурсов расположенных по всей стране;
разработка и ведение системы единой сети передачи данных для госсектора. Решит проблему отсутствия единой сети передачи данных в госсекторе и повысит уровень информационной безопасности;
ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации ЕСКК ТЭСИ, назначение которой - обеспечить единое в масштабах страны, однозначное и формализованное представление элементов экономической информации. Решит проблему с переводом в электронный оборот элементов экономической информации;
ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Решит проблему перевода новых регламентов и стандартов в электронный вид для информационных систем и повысит уровень информационной безопасности;
ведение национального удостоверяющего центра и выпуск национальной ЭЦП для ведомств, бизнеса и общества. Решит проблему отсутствия единого удостоверяющего центра и единой ЭЦП;
разработка и ведение национальной сети вычислительных центров для госсектора, бизнеса и общества. Это решит инфраструктурную проблему отсутствия вычислительных центров в стране для нужд бизнеса и общества и повысит уровень информационной безопасности;
разработка и ведение системы для сторонних разработчиков, что позволяет программистам разработчикам создавать программные приложения для работы с системами для частного и государственного информационного пространства.
разработка и ведение систем биометрических данных граждан. Позволит использовать технологии биометрических данных в экономической деятельности.
Результатом деятельности госкорпорации станет коммерциализация национального информационного пространства экономической информации, за счет разработки систем для частного и государственного информационного пространства. Российский бюджет пополнится
доходами за счет коммерциализации российской части Интернета. Государство, бизнес, общество получат для повседневной жизни информационные и Интернет-технологии, которые обеспечивают им информационную безопасность от контроля извне. Бизнес, общество, а также ведомства и ОГВ будут иметь возможность осуществить все действия с электронными документами, требуемые от них государством, в одном месте, не прилагая дополнительных усилий и расходов.
В современном мире организации, особенно успешные, могут «застояться» на время, преследуя ту же стратегию и придерживаясь тех же основных компетенций. Это может сделать корпорацию успешной в краткосрочном периоде и, вероятно, повлияет отрицательно в долгосрочном периоде. Для решения этих проблем, необходимо разрабатывать механизмы по изучению и накоплению новых навыков, способностей и сил, которые формируют основу для эффективного управления корпорацией. Динамические способности корпорации могут выступать как определенный набор механизмов, которые помогают менеджерам обратиться к фундаментальному вопросу стратегии — развитию действительно жизнеспособного конкурентного преимущества. Для того, чтобы удержать конкурентное преимущество, госкорпорация должна менять свой запас ценных ресурсов наравне с изменениями окружающей среды. Жизнеспособное конкурентное преимущество – это способность корпорации объединить, построить и повторно сформировать внутренние и внешние знания, обратить их быстро к изменяющейся окружающей среде. Динамические способности позволяют корпорации производить эти изменения. Это означает, что динамические способности могут меняться в зависимости от уровней динамизма во внешней окружающей среде. Важным аспектом изучения динамических способностей корпорации является рассмотрение внутренних и внешних факторов, которые оказывают влияние на динамические способности. В конкурентной окружающей среде, конкурентное преимущество является переходным, которым можно обладать только в течение короткого периода времени. Менеджеры должны лучше понимать, что актуальным вопросом является жизнеспособное конкурентное преимущество корпорации, а не текущее конкурентное преимущество. Повышение значимости в стратегическом управлении корпорацией является -развитие динамических способностей, которые обеспечивают длительным жизнеспособным конкурентным преимуществом.
Выводы
Сегодня глобальную сеть можно рассматривать, как временное средство для построения Информационного общества ввиду наличия неустранимых недостатков Интернет-технологий, обеспечивающих процесс его создания и функционирования. В России существуют 201 648 государственных учреждений, 4 610 158 коммерческих организаций, 143 666 931 граждан. Это национальный экономический ресурс для информационных и Интернет-технологий, задачей которых является повышение эффективности процесса создания, обмена, хранения и преобразования экономической информации в экономической системе. Объем затрат в российской экономике на информационные технологии в 2013 году составили 33 млрд. долларов. Затраты оказались достаточными, но не эффективными для экономики и ее безопасности. Рассмотренное на основе институционального подхода предложение о создании госкорпорации является объективным и экономически эффективным способом устранения внешних угроз для государства, бизнеса и общества. Реализация госкорпорацией сети вычислительных ресурсов обеспечит госучреждения, бизнес и общество унифицированными процессами создания, обмена, преобразования экономической информации доступными в удобном виде для людей и машин. В результате устраняются существующие сегодня возможности контроля и управления извне процессов циркуляции экономической информации в экономической системе российской экономики.