Современные электронные средства и технологии коммуникаций и поддержки принятия решений способны не только существенно изменить среду бизнеса, повысив ее прозрачность и интегрированность, а также сыграть роль своеобразных антикризисных протекторов, предотвращающих возникновение перегрева экономики, рецессий и тому подобных экономических явлений. В России в настоящее время рынок электронных информационно-технологических средств для бизнеса стремительно развивается, число систем электронной торговли различного рода также растет, усилия по созданию электронного правительства не ослабевают. Однако создание полноценного рынка интегрированных сетевых многосекторных решений для электронной инфраструктуры экономики находится в начальной стадии своего развития. Основываясь на вышесказанном, представляется особенно важным проанализировать потенциал подобных систем, как инструментов стабилизации экономики в условиях глобализации, рассмотреть требования к структуре и функциям.
Для кардинального повышения качества экономики, ликвидации предпосылок возникновения и развития кризисных явлений в экономике, необходима многофункциональная интегрированная информационно-аналитическая инфраструктурная система электронной поддержки экономических решений, действий и отношений. Такая интегрированная система должна обладать возможностями и регламентами, отсутствующими у действующих на сегодняшний момент инфраструктурных IT-систем. В частности, она должна сочетать высокую масштабируемость и гибкость, позволяющие охватить широкий спектр субъектов рынка с глубоким проникновением в их поведенческую психологию, поддерживать их рациональное поведение с учетом их личного опыта в бизнесе. В консультационном режиме она должна удерживать, по возможности, от необдуманных, нерациональных действий и одновременно прогнозировать возможные нерациональные реакции других субъектов и их групп, накапливать и обобщать опыт, методики, методы и технологии участников системы, предлагать оптимальные схемы работы и взаимодействия, не ограничивая допустимую степень свободы при работе с системой.
В основе системы должна быть заложена концептуальная интегрированная комплексная компьютерная информационная модель рынка. Такая базовая модель функционирования рынка, назовем ее TLN (Top Level Network), будет относиться к классу агент-ориентированных моделей, поскольку представляет набор специальных вычислимых моделей, основанных на индивидуальном поведении множества различных субъектов социально-экономической среды. При этом она одновременно поддерживает многоуровневое описание экономики: характеристики экономики на каждом уровне описываются с помощью специальной модели и не являются прямыми функциями от характеристик нижнего уровня. Вместе с тем, такая базовая модель не только агент-ориентированная, но и системно-образующая, поскольку в ней отражаются характеристики широкого класса устойчивых экономических систем, а не только самостоятельных субъектов рынка. Таким образом достигается гармоничное сочетание таких двух (в общем случае противоречивых) качеств системы, как «персонифицированность» и «интегрированность». Другими словами, информационная модель функционирования экономики в зоне хозяйствования каждого участника систем сохраняет индивидуальность (персональную ориентацию) несмотря на то, что на пересечении зон хозяйствования информационные модели автоматически согласовываются. Помимо этого, описанная система обеспечивает достаточный уровень взаимопроникновения документооборота субъектов рынка, как основного способа обмена информации между ними, с целью эффективного взаимодействия.
Состав участников такой системы должен охватывать как можно более широкий круг субъектов нано-, микро-, мезо-, макро- и мегаэкономических уровней с привлечением ретроспективной и перспективной информации об их структуре и деятельности. На каждом из этих уровней выделяются ключевые участники, участники центров поступления информации. Ими могут выступать как государственные структуры, частные организации так и их комбинации. Особенностью ключевых участников является то, что внедрение в систему новых подобных участников приводит к тому, что в систему так же попадают их экономические партнеры. Появляется своего рода синергетический эффект. В качестве примера можно рассмотреть внешнеэкономическую деятельность. Здесь среди участников на уровне хозяйствующих субъектов можно выделить: экспортеров, импортеров, перевозчиков, производителей, брокеры, таможенные органы и другие органы государственной власти, склады временного хранения. Ключевыми для данной отрасли с точки зрения центров поступления информации можно считать связку таможенные органы — СВХ. Внедрение в систему данных участников приведет к тому, что к ней подключатся и все остальные.
Интегрированный информационно-аналитический инструментарий для поддержки принятия и реализации решений в сфере электронной коммерции разрабатывается в настоящее время несколькими компаниями мирового уровня (Ariba, Oracle). Однако эти и другие системы не отличаются универсальностью поддерживаемых торговых операций (все виды товаров и услуг, обеспечение международных транзакций, логистики и налогового сопровождения), полнотой охвата сегментов экономики и строгости контроля за достоверностью сведений, что обеспечивало бы однозначную идентификацию каждого из участников системы.
Нужен новый продукт, который представляет собой SaaS (англ. software as a service, «программное обеспечение как «облачная» служба») — решение для автоматизации торговой деятельности на рынке товаров и услуг, в центре которой находятся персональные приложения для обращения пользователей к информационным ресурсам системы и формирования собственных уникальных моделей бизнес-процессов. Таким продуктом вполне может выступить описанная выше система TLN, которая способна включать и обеспечивать взаимодействия на только участников рынка, но и различных социально-экономических структур и институтов (к примеру различных государственных служб). Подобная интеграция на основе единой методической базы позволит решать практически любые задачи. Ведь в рамках системы будет происходить анализ персональных решений — их обобщение, унификация и стандартизация. Это позволит участникам сформировать экономически эффективные решения, основными достоинствами которых являются глубокая интеграция и целостность документооборота, соподчиненность информации в системе, построение на этой информации анализа и прогнозов.
Описанная выше информационно-аналитическая система способна кардинально повысить эффективность функционирования большинства социально-экономических субъектов, независимо от формы, содержания или охвата их деятельности: будь то создание предприятия малого или среднего бизнеса, организация крупного инвестиционного проекта, организация предприятий по оказанию социальных услуг или создание инфраструктурных социально-экономических сред для эффективного функционирования экономики. Поскольку продукт будет содержать в себе алгоритмы, включающие в себя систему управления рисками, оценки деятельности экономических агентов, систему весов при распределении заказов на товары или услуги, позволяющие сбалансировать конкурентную среду и избежать демпинга и монополизации рынка.
Широкое распространение решений такого рода с включением в состав ее участников большинства экономических субъектов создаст предпосылки для перехода к новой модели рынка, отвечающей требованиям пост информационного общества — модели открытого рынка, и на этой основе — системного синтеза экономики.
_______________________