Нестабильность развития является одной из хронических болезней экономики. Наиболее заметное выражение эта болезнь находит в спорадическом возникновении кризисов, сотрясающих национальные экономические системы, а в последние десятилетия и мировую экономику в целом. Так последние 15 лет мировая экономика функционирует в условиях кризиса. Этот кризис принимает разнообразные формы и имеет различную предметно-территориальную локализацию. Можно условно выделить такие его фазы, как кризис фондового рынка и корпоративного управления (1998 — 2000 гг.), мировой финансовый кризис (2008 — 2010 гг.), кризис еврозоны (2012 — ?). Угроза клонирования, углубления и распространения элементов рецессии на мировую финансово-экономическую систему осознается обществом и сейчас. Фактически кризис — либо как угроза, либо как событие, прочно вошел в структуру как массового, так и индивидуального ведения экономики. Становится очевидным, что фундаментальные проблемы, образующие предпосылки для развития кризисных явлений, не устранены.
Нет ясности и в определении мер по предотвращению и преодолению кризисов национальных экономик. Фактически действия государств здесь заключались в финансовой поддержке финансово-кредитных и страховых организаций, а также ряда крупных национальных системообразующих компаний, так что роль государства была похожа не столько на роль врача, борющегося с болезнью, сколько на роль пожарной команды, заливающей водой очаги пламени. Однако в условиях глобализации мировой экономики огонь продолжает тлеть в экономиках большинства стран мира (см., напр., Гурвич, 2012; Кругман, 2012). Все это заставляет искать фундаментальные причины возникновения кризисов и, соответственно, исследовать более широкий арсенал средств стабилизации развития экономики. Очевидно, что такие меры должны предусматривать усилия не только государства, но также и остальных двух макроигроков: бизнеса и общества. Тесное и многоаспектное взаимодействие государства, общества и бизнеса само по себе является необходимым условием модернизации и развития экономики (Клейнер, 2007). Если же это взаимодействие способствует повышению эффективности каждой из этих сфер, то такая деятельность представляется весьма перспективной.
В этом контексте обращают на себя внимание процессы развития относительно нового сектора отрасли информационных технологий — создание интегрированных систем информационно-аналитической и коммуникационной поддержки бизнеса. Современные электронные средства и технологии коммуникаций и поддержки принятия решений способны не только существенно изменить среду бизнеса, повысив ее прозрачность и связность, но и сыграть роль своеобразных антикризисных протекторов, предотвращающих возникновение кризисов. В настоящее время в России рынок электронных IT-систем в бизнесе развивается стремительно, число различного рода систем электронной торговли также растет, усилия по созданию так называемого электронного правительства не ослабевают. Однако создание полноценного рынка интегрированных сетевых многосекторных систем электронной инфраструктуры экономики находится в начальной стадии. В этой связи представляется важным проанализировать потенциал таких систем как средств стабилизации экономики в условиях глобализации, рассмотреть требования к структуре и функциям таких систем и оценить степень их реализации в ходе пилотного проекта по разработке одной их таких систем.
Такой анализ требует применения специальных исследовательских концепций, основанных на системном подходе и восприятию экономики как единой многоуровневой сферы, поскольку предметная область анализа охватывает как объекты микроуровня (субъекты хозяйствования), мезоуровня (отрасли и сектора casino online экономики) и макроуровня (государство, общество, экономика в целом). Кроме того, важным является учет особенностей международной торговли и мегаэкономической среды (глобализация). Здесь важно обратить внимание как на общие свойств экономических систем разного уровня, так и на особенности отдельных классов систем в зависимости от их масштаба, назначения и природы.
В качестве концептуальной основы исследования взаимовлияния процессов развития электронной инфраструктуры экономики и стабилизационных процессов в работе принята теория экономических систем (Клейнер, 2007, 2011а, 2011б). Эта теория, в свою очередь, базируется на так называемой системной парадигме (см. Kornai, 1998, Корнаи, 2002). Согласно этой концепции, в качестве системных экономических единиц должны рассматриваться не только фирмы и банки, но и такие формы экономической активности, как инвестиционные проекты, бизнес-процессы, инфраструктурные и логистические системы и др. В целом среди экономических систем в национальной экономике можно выделить такие классы систем, как объекты (организации), проекты, процессы и среды (медиа-системы), причем этот перечень является в определенном смысле исчерпывающим (Клейнер, 2011а). Оказывается, что от того, в каком соотношении в национальной экономике находятся эти системы, зависит предрасположенность экономики к кризису, застою или сбалансированному устойчивому развитию (Клейне, 2008). В частности, одним из факторов возникновения мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. стала неэффективная деятельность систем, обеспечивающих прозрачность информационной среды бизнеса, а также адекватную оценку состояния различных сегментов бизнеса для общества и государства (аудиторские компании, рейтинговые организации, консалтинговые агентства и другие организации, связанные с генерацией, хранением и распространением экономических данных).
В целом формирование пропорций между различными типами систем в экономике подчинено объективным законам ее развития. Вместе с тем они могут регулироваться с помощью определенных мер государственной экономической политики, а также проектов, реализуемых бизнесом. Главная идея, лежащая в основе данной статьи, состоит в том, что создание, развитие и интеграция масштабных, тщательно продуманных и эффективно регулируемых информационно-коммуникационных интеллектуальных систем электронной коммерции не только улучшает информационно-аналитическую инфраструктуру бизнеса, включая инфраструктуру его взаимодействия с государством и обществом (в том числе — с научно-экспертным сообществом) на разных уровнях, от нано- и микро- до макро- и мегауровней) и удовлетворяет актуальные утилитарные потребности самого бизнеса, но и способно стать мощным фактором стабилизации национальной и международной экономики. Насыщение бизнес-среды информационными системами с гарантированным уровнем достоверности информации и идентификации участников позволит предотвратить искажение важной социально-экономической информации, как распространяемой внутри бизнеса, так и связывающей бизнес с государственными и общественными структурами. При определенных условиях такие информационно-аналитические и коммуникационные системы могут сыграть роль своеобразных волнорезов, препятствующих возникновению в бизнес-среде лавинообразных потоков негативной и недостоверной информации панического содержания, что напрямую ведет к кризисам. Для этого в информационных системах поддержки бизнес-решений и обеспечения бизнес-процессов должны быть предусмотрены механизмы защиты и воспроизводства индивидуального восприятия окружающей социально-экономической среды. Речь идет о сочетании персонального и общественного ведения бизнес-среды без подавления каждого из них. Такой подход позволит, как представляется, преодолеть как вызванную глобализацией унификацию ведения действительности, так и ограниченность индивидуального взгляда.
Ирина АЛЕКСЕЕВА, Георгий КЛЕЙНЕР, Нодир САДЫКОВ