Глобализация вовлекает национальные государства в единый взаимозависимый мировой хозяйственный комплекс и сопровождается ростом конкуренции на рынках. Это актуализирует проблему обеспечения субъектов экономики современными информационно-коммуникационными системами, обеспечивающими эффективное взаимодействие между различными субъектами и выступающими в глобальном масштабе фактором развития современного общественного производства.
Современная ситуация в России характеризуется тем, что в условиях глобализации существенно возрастает потребность малого и среднего бизнеса в доступе к инфраструктуре международной логистики, обеспечивающей эффективность трансграничной деятельности. Однако практическая монополизация данных структур транснациональными компаниями накладывает значительные ограничения на их самостоятельный доступ.
Существенным негативным моментом является и то, что в настоящее время по степени информатизации Россия значительно отстает от мировых лидеров, что подтверждается результатами международных исследований и рейтингов, отражающих уровень развитости информационных технологий и использования информационных систем в странах мира, таких как индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI), рейтинг инновационных экономик ITIF (Global Innovation Policy Index, GIPI) и индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI).
Однако общемировые тенденции подталкивают Россию к внедрению и использованию полного спектра современных высокотехнологических ИКТ-решений. Наиболее показательным в этом отношении выглядит состояние дел в электронной коммерции (e-commerce) как части сетевой экономики. Так по итогам 2012 года в России доля e-commerce составляет 2,2% от общей розничной торговли. По оценкам экспертов PricewaterhouseCoopers в 2012 году объем рынка электронной торговли в России составил $10,4 млрд, а в 2015 году по оценкам исследовательского агентства Data Insight составит уже порядка $30 млрд.
Отмечается, что электронная торговля инфраструктурно меняется за счет увеличения доли мобильной коммерции (m-commerce). По данным Abi Research мировой рынок m-commerce продолжит расти и ускоряться в дальнейшем, к 2015 году оборот составит 119 млрд. долларов (это порядка 8% рынка e-commerce).
Одной из важнейших тенденций становится «дезинтермедиация» (disintermediation) — устранение или сокращение числа посредников между производителем продукта и его конечным потребителем, также стало одной из самых заметных тенденций последнего десятилетия.
В этом контексте обращают на себя внимание усилия по созданию интегрированных информационных систем аналитической и коммуникационной поддержки бизнеса (BI-платформы, CPM-решения (Corporate Performance Management), аналитические приложения и управление производительностью). Они существенно меняют среду бизнеса, повышая ее прозрачность и связность. В настоящее время, как и во всем мире, в России рынок подобных систем в бизнесе развивается стремительно, так по оценкам Gartner, мировой рынок BI-платформ, аналитических приложений и систем Performance Management (PM) в 2011 году составил $12,2 млрд, показав динамику в 16,4%, а по оценке IDC, за тот же период отечественный рынок BI-инструментов увеличился в 2,5 раза до $230 млн.
Однако создание полноценного рынка интегрированных сетевых многосекторных систем электронной инфраструктуры экономики находится в начальной стадии.
Все указанные выше факторы и определяют необходимость развития клиентоориентированных механизмов информационного обеспечения применительно к современному состоянию реального сектора экономики России и потребностей различных категорий клиентов путем создания агент-ориентированных электронно-сетевых систем.
В основании подобный системы должна быть заложена концептуальная интегрированная комплексная информационная модель рынка, отражающая в каждый момент времени следующие аспекты: а) персонифицированный состав субъектов рынка; б) фактическое видение рынка каждым его участником; в) видение каждым субъектом рынка своего места на рынке в тактической и в стратегической перспективе; г) объективное экспертное видение рынка. Таким образом, базовая модель функционирования рынка должна относиться к классу агент-ориентированных моделей. Вместе с тем она должна поддерживать многоуровневое описание экономики: т.е. быть системно-ориентированной.
Интегрированные информационно-аналитическая системы для поддержки принятия и реализации решений в сфере электронной коммерции разрабатываются в настоящее время несколькими компаниями мирового уровня, такими как Ariba, IBM, Oracle, SAP и др. Однако они не удовлетворяют необходимым требованиям. Нужна система TLN (Top Level Network), которая отличается универсальностью поддерживаемых торговых операций (все виды товаров и услуг, обеспечение межстрановых трансакций, логистики и налогового сопровождения), полнотой охвата сегментов экономики и строгости контроля за достоверностью сведений, обеспечивающих однозначную идентификацию каждого из участников системы.
Основная функция такой системы должна состоять в обеспечении экономических агентов средствами информационной и операционной поддержки в процессах торговли товарами и услугами в международном экономическом пространстве. За счет разработки и интеграции моделей на всех уровнях модели многосекторной экономики и круговых потоков товаров и услуг, обеспечить согласованное решение задач, которые в настоящее время решаются отдельными системами типа B2B, B2C, B2G и др. Результатом создания и широкого внедрения новой системы образуется новая высокоэффективная инфраструктура и логистика взаимоотношений в торговле товарами и услугами между экономическими агентами разных стран, включая взаимоотношения с государственными организациями в ходе реализации государственных закупок.
На основе сети создаваемых в СНГ, Китае, Турции и в Евросоюзе абонентских центров сформируется единая среда, которая предоставляет защищенные линии связи, системы хранения и обмена данными.
Важнейшим результатом разработки и широкого внедрения полномасштабного варианта системы TLN станет снижение доли транзакционных издержек в экономике, повышение прозрачности торгово-экономической среды, что обеспечит условия для повышения уровня доверия и контроля в экономике.
Кроме того, поскольку агенты-участники системы получат возможность своевременно и обоснованно принимать эффективные управленческие решения, а государство — качественно улучшить менеджмент в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности, на новый уровень будет выведена эффективность функционирования агентов рынка, а также государственного сектора экономики. Все это обеспечит в конечном счете интегрированность экономики в пространственном разрезе и преемственность ее развития во временном ракурсе, а следовательно — гармоничность ее развития.
__________________________________________