Требуются агент-ориентированные системы

Требуются агент-ориентированные системы

Глобализация вовлекает национальные государства в единый взаимозависимый мировой хозяйственный комплекс и сопровождается ростом конкуренции на рынках. Это актуализирует проблему обеспечения субъектов экономики современными информацион­но-коммуникационными системами, обеспечивающими эффективное взаимодействие между различными субъектами и выступающими в глобальном масштабе фактором раз­вития современного общественного производства.

 

Современная ситуация в России характеризуется тем, что в условиях глобализации существенно возрастает потребность малого и среднего бизнеса в доступе к инфраструк­туре международной логистики, обеспечивающей эффективность трансграничной дея­тельности. Однако практическая монополизация данных структур транснациональными компаниями накладывает значительные ограничения на их самостоятельный доступ.

 

Существенным негативным моментом является и то, что в настоящее время по сте­пени информатизации Россия значительно отстает от мировых лидеров, что подтвержда­ется результатами международных исследований и рейтингов, отражающих уровень раз­витости информационных технологий и использования информационных систем в стра­нах мира, таких как индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI), рей­тинг инновационных экономик ITIF (Global Innovation Policy Index, GIPI) и индекс раз­вития ИКТ (ICT Development Index, IDI).

 

Однако общемировые тенденции подталкивают Россию к внедрению и использова­нию полного спектра современных высокотехнологических ИКТ-решений. Наиболее по­казательным в этом отношении выглядит состояние дел в электронной коммерции (e-commerce) как части сетевой экономики. Так по итогам 2012 года в России доля e-commerce составляет 2,2% от общей розничной торговли. По оценкам экспертов PricewaterhouseCoopers в 2012 году объем рынка электронной торговли в России составил $10,4 млрд, а в 2015 году по оценкам исследовательского агентства Data Insight соста­вит уже порядка $30 млрд.

 

Отмечается, что электронная торговля инфраструктурно меняется за счет увеличе­ния доли мобильной коммерции (m-commerce). По данным Abi Research мировой ры­нок m-commerce продолжит расти и ускоряться в дальнейшем, к 2015 году оборот соста­вит 119 млрд. долларов (это порядка 8% рынка e-commerce).

 

Одной из важнейших тенденций становится «дезинтермедиация» (disintermediation) — устранение или сокращение числа посредников между производителем продукта и его конечным потребителем, также стало одной из самых заметных тенденций последнего де­сятилетия.

 

В этом контексте обращают на себя внимание усилия по созданию интегрирован­ных информационных систем аналитической и коммуникационной поддержки бизнеса (BI-платформы, CPM-решения (Corporate Performance Management), аналитические при­ложения и управление производительностью). Они существенно меняют среду бизнеса, повышая ее прозрачность и связность. В настоящее время, как и во всем мире, в России рынок подобных систем в бизнесе развивается стремительно, так по оценкам Gartner, ми­ровой рынок BI-платформ, аналитических приложений и систем Performance Management (PM) в 2011 году составил $12,2 млрд, показав динамику в 16,4%, а по оценке IDC, за тот же период отечественный рынок BI-инструментов увеличился в 2,5 раза до $230 млн.

 

Однако создание полноценного рынка интегрированных сетевых многосекторных систем электронной инфраструктуры экономики находится в начальной стадии.

 

Все указанные выше факторы и определяют необходимость развития клиентоориентированных механизмов информационного обеспечения применительно к современно­му состоянию реального сектора экономики России и потребностей различных категорий клиентов путем создания агент-ориентированных электронно-сетевых систем.

 

В основании подобный системы должна быть заложена концептуальная интегриро­ванная комплексная информационная модель рынка, отражающая в каждый момент вре­мени следующие аспекты: а) персонифицированный состав субъектов рынка; б) фактиче­ское видение рынка каждым его участником; в) видение каждым субъектом рынка своего места на рынке в тактической и в стратегической перспективе; г) объективное экспертное видение рынка. Таким образом, базовая модель функционирования рынка должна отно­ситься к классу агент-ориентированных моделей. Вместе с тем она должна поддержи­вать многоуровневое описание экономики: т.е. быть системно-ориентированной.

 

Интегрированные информационно-аналитическая системы для поддержки принятия и реализации решений в сфере электронной коммерции разрабатываются в настоящее время несколькими компаниями мирового уровня, такими как AribaIBM, Oracle, SAP  и др. Однако они не удовлетворяют необходимым требованиям. Нужна система TLN (Top Level Network), которая отличается универсальностью поддерживаемых торговых опе­раций (все виды товаров и услуг, обеспечение межстрановых трансакций, логистики и налогового сопровождения), полнотой охвата сегментов экономики и строгости контроля за достоверностью сведений, обеспечивающих однозначную идентификацию каждого из участников системы.

 

Основная функция такой системы должна состоять в обеспечении экономических агентов средствами информационной и операционной поддержки в процессах торговли товарами и услугами в международном экономическом пространстве. За счет разработки и интеграции моделей на всех уровнях модели многосекторной экономики и круговых по­токов товаров и услуг, обеспечить согласованное решение задач, которые в настоя­щее время решаются отдельными системами типа B2B, B2C, B2G и др. Результатом со­здания и широкого внедрения новой системы образуется новая высокоэффективная инфра­структура и логистика взаимоотношений в торговле товарами и услугами между экономи­ческими агентами разных стран, включая взаимоотношения с государственными органи­зациями в ходе реализации государственных закупок.

 

На основе сети создаваемых в СНГ, Китае, Турции и в Евросоюзе абонентских цен­тров сформируется единая среда, которая предоставляет защищенные линии связи, систе­мы хранения и обмена данными.

 

Важнейшим результатом разработки и широкого внедрения полномасштабного ва­рианта системы TLN станет снижение доли транзакционных издержек в экономике, по­вышение прозрачности торгово-экономической среды, что обеспечит условия для повы­шения уровня доверия и контроля в экономике.

 

Кроме того, поскольку агенты-участники системы получат возможность своевре­менно и обоснованно принимать эффективные управленческие решения, а государство — качественно улучшить менеджмент в сфере экономики и внешнеэкономической деятель­ности, на новый уровень будет выведена эффективность функционирования агентов рын­ка, а также государственного сектора экономики. Все это обеспечит в конечном счете интегрированность экономики в пространственном разрезе и преемственность ее развития во временном ракурсе, а следовательно — гармоничность ее развития.

 

__________________________________________

Презентация доклада «Совершенствование структурных элементов, механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов России на основе информационного комплекса TLN» на XIY Всероссийском научном симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» ( ЦЭМИ РАН, 2013)

Добавить комментарий