Теория экономических сетей (экосистемы) в киберпространстве (интернет) государств

Теория экономических сетей (экосистемы) в киберпространстве (интернет) государств

Экономика – это модель сложных систем, компонентами которых выступают сети и узлы.  За экономическое взаимодействие между ними отвечают решения на  основе IT-технологий. Экономическая сеть в киберпространстве — сетевой ресурс для любых экономических взаимосвязей между экономическими агентами, которым для обмена данными доступны все сегменты сферы ИКТ. Централизация обмена унифицированными данными с любым сегментом в сфере ИКТ позволяет создавать сетевой ресурс экономических процессов между экономическими агентами и ведомствами. Для повышения эффективности этих процессов сфера ИКТ может обеспечить создание экономических сетей в киберпространстве,  состоящей из экономических процессов.

 

Как можно применить это теоретическое представление в рамках ЕЭП для государств -участниц,  бизнеса и общества? Как это реализовать, если на национальном уровне существуют проблемы и ограничения на системном уровне?  Какая должна быть системная архитектура ИКТ, которая бы не принадлежала кому-либо из государств-участников ЕЭП и, в то же время, была бы легко масштабируемой для интеграции новой страны-участницы ЕЭП, а также для бизнеса или человека из-за привлекательных потребительских свойств, современности, простоты доступа и использования?

 

Заниматься модернизацией национальной сферы ИКТ или выстроить такую сферу ИКТ ЕЭП, которая по мере своего развития будет замещать потребности в национальной сфере ИКТ  ведомств,  бизнеса и общества? Равный к равному сетевая архитектура Р2Р (peer-to-peer), которая не принадлежала бы какой-либо стране-участнице ЕЭП. Архитектура, которая обеспечила бы унифицированный обмен данными между ведомствами стран-участниц ЕЭП, обмен между бизнесом и обществом.  Архитектура, которая обеспечила бы формирование экономических взаимосвязей – экономических сетей во всех сегментах сферы ИКТ (государство и государство, межведомственный, государство и общество, государство и бизнес, бизнес и бизнес, бизнес и общество, общество и общество, межмашинное взаимодействие). Архитектура, которая позволяла  бы применять  ее и в развитии платежной системы ЕЭП, и в создании свободно-экономической зоны ЕЭП.

 

 Решение  проблемы видится в разработке открытых, расширяемых протоколов взаимодействия государственных аппаратов, основанных на  peer2peer парадигме. Нужны протоколы и механизмы, такие как: протокол обмена открыт и присоединиться к нему может любая государственная или негосударственная организация, простое и прозрачное присоединение или отсоединение. Участники не страдают и не приостанавливают свою деятельность в случае отключения одного из агентов (например, отключился узел китайской таможни – остальные межтаможенные связи продолжают существовать и работать). Ни один из участников не может саботировать работу системы в целом. А присоединение к системе нового участника автоматически делает его равноправным в системе – он может сразу приступить к участию в обмене. В общем, присоединиться может любой. Никто не главный. Нет «процедуры приема»: вошел – участвуй, надоело – вышел.

 

Для того чтобы такая система заработала – нужно всего лишь одно центральное звено – единый удостоверяющий центр, который будет выдавать сертификаты сторонам участникам для подтверждения своей личности.

 

Но даже этот единый центр нужно построить по принципу p2p (несколько государственных удостоверяющих центров, выступающих прокси-сетью друг для друга на своих территориях, объединенные договором и механизмами переподписи и валидации ЭЦП и сертификатов). В целом, система протоколов и механизмов, основанная на этих принципах можно организовать как «клуб участников» Р2P.

 

Такая гомогенность системы позволяет рассматривать любой узел сети – как любой другой такой же. За счет такого P2P подхода фактически возникает служба одного окна (любой участник владеет списком всех остальных узлов, предоставляющих такие же услуги, и автоматически обязуется пересылать запросы другим участникам по необходимости (а-ля роуминг)). Т.е. окон много, но можно подключаться к любому из них, они все в итоге (с точки зрения пользователя услуг) оказывают одни и те же услуги и реализуют одну и ту и ту же функциональность.

 

Другими словами, система единого окна всех единых окон для каждого ведомства. Для осуществления информационного обмена не будет нужды взаимодействовать с каждой национальной системой в отдельности. Достаточно отправить документы в один из узлов для того, чтобы оттуда все автоматически отправилось по всем заинтересованным получателям.

 

Процессы, ранее включавшие передачу документов из одной национальной системы в другую, становятся моментальными и автоматическими. Любая деятельность, связанная с манипулированием информацией (например, определение пошлин, расчет налогов) может быть переведена в автоматический режим. Архитектурно – технологический принцип и подход предлагаемой системы обладает универсальностью и унификацией. Это обеспечит ведомства стран-участниц ЕЭП, бизнес и общество ЕЭП простым и удобным доступом к разным ИТ-решениям, которые раскрывают и обеспечивают доступ к экономическим возможностям ЕЭП.

 

____________________________

Полная версия публикации

Добавить комментарий